Говорят, в России две беды: дураки и дороги. Но умные люди - ученые из Казани - научились изготавливать из вторсырья инновационный состав для дорожного покрытия. По-научному изобретение сотрудников Института геологии и нефтегазовых технологий Казанского (Приволжского) федерального университета называется многофункциональной адгезионной присадкой, на состав которой не так давно был получен патент Российской Федерации на изобретение.
По сути это специальная добавка для битума - состава, из которого создается дорожное покрытие, объясняет один из авторов проекта, профессор Алим Кемалов. Сделана она из вторичного полиэтилена. В теории асфальт с добавлением этого состава будет служить дольше обычного, несмотря на перепады температуры и осадки. Инновационная присадка решает проблему низкой сцепляемости битумов с минеральными материалами, делает их неуязвимыми к перепадам температур.
- Работы на эту тему у нас уже были, мы просто решили их освежить. Хотя улучшение качества дорог - это не основное направление нашей кафедры, работы, это было нашим хобби, которое превратилось в нечто востребованное, - рассказывает ученый.
Патент на изобретение вручают только после кропотливых научных исследований и промышленных испытаний, которые наш состав прошел с блестящим успехом. С его добавлением в Набережных Челнах в микрорайоне Замелекесье в 2012 году был положен опытный километр дороги, который даже спустя практически три года остался невредим.
Справедливости ради нужно сказать, что качественный битум не может быть залогом качества всего дорожного покрытия, рассказывает один из авторов проекта, аспирант кафедры высоковязких нефтей и природных битумов Ирек Мухаматдинов. Важно еще качество минеральных материалов (щебня, к примеру) и соблюдение технологии.
- Использование вторсырья, безусловно, удешевляет производство битума. Правда, насколько именно - пока непонятно. Примерные расчеты есть, но они совсем сырые, ведь опытный образец изготовляли на старом оборудовании и не учитывали некоторых затрат, - рассказывает молодой ученый. Вместе с ним над изобретением работали доценты Павел Фахретдинов и Руслан Кемалов.
Сейчас цель ученых - запустить массовое производство присадки. На средства родного университета сделать этого не получится, не тот масштаб, а вот крупные промышленники могли бы воспользоваться их задумкой. Кстати, желающих уже немало, и заключение контрактов - дело времени.