Возникновение Казанской геоботанической школы относится к 60-м годам XIX столетия и связано с Казанским университетом. Основоположниками ее были С.И.Коржинский и А.Я.Гордягин, а их научными предшественниками - Н.Ф.Леваковский, С.С.Баум, С.М.Смирнов, Ю.К.Шелль и П.Н.Крылов, среди которых особого внимания заслуживает деятельность Н.Ф.Леваковского и П.Н.Крылова.
Н.Ф.Леваковский, будучи физиологом растений, положил начало экспериментальной экологии растений и экспериментальной геоботанике.
П.Н.Крылов был крупным специалистом-геоботаником, знатоком флоры и растительности Пермской губернии, Западной Сибири и Алтая. В 1885 году он был переведен в Томский университет, где заложил основы Томской геоботанической школы, явившейся ответвлением Казанской.
Академик Российской Академии наук С.И.Коржинский в Казанском университете работал недолго, в 1888 году он перешел в Томский университет. Несмотря на это, его роль в создании Казанской геоботанической школы очень велика. В своем труде "Северная граница черноземно-степной области восточной полосы Европейской России в ботанико-географическом и почвенном отношении" (1888, 1891) он сформулировал те основные теоретические положения, на основе которых в дальнейшем развивалась не только Казанская геоботаника, но в значительной мере и вся Российская геоботаника.
Член-корреспондент Академии наук СССР А.Я.Гордягин, второй основоположник Казанской геоботанической школы, начал свою педагогическую и научную деятельность в Казанском университете в конце 80-х годов XIX века. Его основная работа "Материалы для познания почв и растительности Западной Сибири" (1900, 1901), за которую он получил степень доктора биологических наук, также оказала значительное влияние на развитие геоботанических исследований в России.
А.Я.Гордягин первый в России стал использовать статистические методы в геоботанических исследованиях. В 1921 г. он опубликовал сводку "Растительность Татарской Республики", в которой рассмотрел многие узловые вопросы геоботаники как науки о растительном покрове и дал прекрасное описание растительности местного края. И С.И.Коржинский, и А.Я.Гордягин изучали растительность в тесной связи с почвами и стремились связать свою научную деятельность с решением практических задач. Эти подходы в дальнейшем стали характерными и для всех последователей Казанской геоботанической школы.
К началу XX века А.Я.Гордягин воспитал ряд учеников, из которых вышло немало крупных ученых: академик Б.А.Келлер, член-корреспондент Академии наук СССР Н.А.Буш, профессора В.Р.Заленский, В.И.Талиев, Д.Э.Янишевский, В.И.Смирнов.
В начале XX века А.Я.Гордягин вырастил второе поколение своих учеников. Из этого поколения вышли профессора В.И.Баранов, А.П.Пономарев, В.А.Крюгер, С.М.Крылов, И.Г.Бейлин, В.Е.Березин, И.П.Потапьевский, В.И.Иванов. В 20-е годы XX века он воспитывает третье поколение учеников. Из их числа выросли профессора М.В.Марков, Л.Н.Васильева, В.С.Порфирьев, доценты С.А.Маркова, А.Д Плетнева-Соколова, М.И.Фирсова и другие.
С 30-х - 40-х гг XX века Казанскую геоботаническую школу возглавляют профессора В.И.Баранов и М.В.Марков. Под их руководством активно продолжается изучение флоры и растительности Татарской АССР и дальнейшая разработка теоретических и методических основ Казанской геоботанической школы.
После Великой отечественной войны профессор В.И.Баранов и его ученики, ставшие впоследствии доцентами, Л.М.Ятайкин, К.В.Николаева, В.Т.Шаландина, Н.П.Арискина, Н.Г.Афанасьева, А.Г.Смирнов и другие проводят в Татарской АССР и прилегающих регионах обширные палеоботанические, флористические, эмбриологические исследования.
В 1959 г. профессор В.И.Баранов опубликовал крупную сводку "Этапы развития флоры и растительности в третичном периоде на территории СССР". В 1975 г. опубликована работа Л.М.Ятайкина и В.Т.Шаландиной "История растительного покрова в районе Нижней Камы с третичного времени до современности", в 1976 году - книга Н.Г.Афанасьевой "Эмбриология вероник" в 1982 году - монография А.Г.Смирнова "Женский гаметофит покрытосеменных и его эволюция".
Профессор М.В.Марков в 1939 году защитил докторскую диссертацию "Природные условия развития растительности в пойме р. Волги", в которой нашло отражение дальнейшее развитие теоретических и методических основ Казанской геоботанической школы. Под его руководством развертывается интенсивное экспедиционное геоботаническое обследование территории Татарской Республики.
В дальнейшем главное внимание уделяется стационарным и экспериментальным геоботаническим исследованиям, связанным с изучением взаимоотношений между растениями, влияния подтопления на растения, экологии растений различных жизненных форм, популяционной экологии растений, изучением агрофитоценозов.
Во всех этих исследованиях принимают активное участие его ученики, впоследствии профессора Ю.З.Кулагин, Е.Л.Любарский, В.В.Туганаев, М.В.Марков, доценты Н.М.Куликова, С.В.Гойтанников, А.С.Казанцева, Т.Н.Добрецова, В.Н.Афанасьева, Л.С.Соболева и другие, аспирант Т.А.Терехина (ныне профессор, заведующая кафедрой ботаники Алтайского государственного университета), ст.лаборанты Р.Г.Иванова и другие. Некоторые из них в дальнейшем перешли на работу в другие вузы России.
В 1943 году профессор М.В.Марков составил Карту растительности Татарской АССР, в 1946 году опубликовал книгу "Луга Татарской АССР", в 1948 г. - книгу "Растительность Татарии". В 1955 г. выходит крупная монография М.В Маркова (с сотрудниками) в 2-х частях "Флора и растительность пойм рек Волги и Камы в пределах Татарской АССР", увековечившая память о пойменной растительности, затопленной вскоре после этого водами Куйбышевского моря. Перу М.В.Маркова принадлежат два учебника: "Общая геоботаника" (1962) и "Агрофитоценология"(1972), большой цикл (с сотрудниками) агрофитоценологических работ и историческая сводка "Ботаника в Казанском университете за 175 лет" (1980).
В 1979 году вышел в свет первый "Определитель растений Татарской АССР", созданный коллективом кафедры ботаники Казанского университета под редакцией М.В.Маркова. М.В.Марков был организатором первых в своем роде Всесоюзных совещаний в г. Казани по вопросам экспериментальной геоботаники в 1962 году и по вопросам агрофитоценологии в 1967 году. Он считается одним из основоположников агрофитоценологии. В 1967 году опубликована монография Е.Л.Любарского "Экология вегетативного размножения высших растений".
Начиная с 1974 года Казанскую геоботаническую школу возглавляет профессор Е.Л.Любарский. Центром ее по-прежнему продолжает оставаться кафедра ботаники Казанского университета. Основные направления научных исследований: изучение взаимоотношений между растениями, проблемы популяционной экологии растений, теоретической и экспериментальной экологии и фитоценологии, промышленной ботаники, агрофитоценологии, эмбриологии, палеонтологии, флористики, систематики растений.
Продолжается изучение флоры и растительности Республики Татарстан и ее динамики. Появляются новые ученики Казанской геоботанической школы: доценты А.П.Ситников, В.И.Полуянова, Г.В.Демина, ассистенты С.Е.Любарский, Л.Ш.Граханцева, Г.И.Идрисова и другие. На экологическом факультете работает ученица профессора В.С.Порфирьева профессор Т.В.Рогова. Е.Л.Любарский опубликовал в 1976 году монографию "Ценопопуляция и фитоценоз", в 1984 году книгу "Структура ценопопуляций вегетативно-подвижных растений" (в соавторстве с В.И.Полуяновой).
В 1995 году вышла в свет "Красная книга Республики Татарстан "Животные, растения, грибы". 455 видов растений и 57 видов грибов и лишайников, вошедшие в эту сводку, представлены Казанской геоботанической школой под редакцией профессора Е.Л.Любарского. В 1998 г. вышла в свет книга С.Е.Любарского "Подорожники Республики Татарстан (популяционно-экологическое исследование)". В 2000 году опубликованы "Избранные труды" М.В.Маркова и сводка С.В.Бакина, Т.В.Роговой, А.П.Ситникова "Сосудистые растения Татарстана".
В 2003-2004 годы к 200-летию Казанского университета в серии "Выдающиеся ученые Казанского университета" выходят отдельные брошюры о жизни и деятельности С.И.Коржинского, (автор Т.Н.Добрецова), Н.В.Сорокина (автор Г.В.Демина), А.Я.Гордягина (автор Е.Л.Любарский), В.И.Баранова (автор К.В.Николаева), М.В.Маркова (автор Е.Л.Любарский).
Большое внимание на кафедре ботаники Казанского университета всегда уделяется подготовке высококвалифицированных кадров ботаников, многие из них в дальнейшем работают в разных регионах России, неся с собой традиции Казанской геоботанической школы.
Особенно большое влияние Казанская геоботаническая школа таким образом оказывает на прилегающие к Республике Татарстан республики и области Поволжья и Урала. С именами профессоров Ю.З.Кулагина, Б.М.Миркина, Г.Б.Гортинского, В.В.Туганаева, М.Вит.Маркова и других, окончивших Казанский университет, связано развитие ботаники в Башкирии, Удмуртии и других регионах России.