В САФУ прошла Всероссийская конференция «Педагогический бакалавриат в условиях сетевого взаимодействия». Конференция посвящена проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика», предполагающих академическую мобильность студентов в условиях сетевого взаимодействия.
30 октября в Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова прошла Всероссийская конференция «Педагогический бакалавриат в условиях сетевого взаимодействия».
Конференция посвящена проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки — гуманитарные науки, филология), предполагающих академическую мобильность студентов в условиях сетевого взаимодействия.
Форум собрал в Архангельске участников из Санкт-Петербурга, Саранска, Москвы, Екатеринбурга, Калининграда, Вологды, Ярославля и Мурманска. К обсуждению актуальных вопросов присоединились учителя школ Архангельска и Архангельской области.
Конференция, по словам Светланы Стрелковой, директора Института филологии и межкультурной коммуникации САФУ, является логическим завершением национального проекта модернизации педагогического образования, который реализуется на площадке САФУ в виде отдельного проекта по разработке и апробации модулей академического бакалавриата .
От лица руководства вуза участников конференции поприветствовала Светлана Тюкина, помощник ректора. Она выразила надежду, что инновационные веяния и технологии в педагогическом образовании помогут развитию российского образования, а начинания и планы участников научного диалога будут воплощены в реальную образовательную деятельность. Светлана Тюкина также рассказала о работе над проектом по модернизации педагогического образования.
Реализация данного проекта началась в 2014 году, но уже сейчас можно говорить, что проведена значительная работа.
Прежде всего, выполнен анализ современного состояния рынка образовательных услуг и глобального статуса педагогического образования. Обобщен опыт педагогических работников и сотрудников по разработке образовательных программ связанных с дистанционным обучением, электронными технологиями. Создана целостная инновационная концепция педагогического образования по направлению «Образование и педагогика». Продолжается разработка учебно-методического обеспечения проекта.
Три образовательных модуля готовы к апробации на площадках как САФУ, так и вузов-партнеров. Общее количество студентов, привлеченных к апробации модулей на первом этапе, достигло 255 человек. Также приняли участие 36 преподавателей, в том числе 20 авторов-разработчиков новых учебных модулей.
В 2015 году в САФУ ведется обучение уже по всем разработанным модулям проекта. Весной этого была реализована программа повышения квалификации для преподавателей и сотрудников вузов и колледжей «Инновационные технологии проектирования и реализации учебных модулей по гуманитарным направлениям подготовки». Обучение прошли представители САФУ, Уральского государственного педагогического университета, Мордовского государственного педагогического института имени М.И. Евсевьева, Архангельского колледжа культуры и искусства, Каргопольского педколледжа, Вологодского института права и экономики. Обучение было организовано как в очном, так и дистанционном формате.
Проект модернизации педагогического образования позволил совершить существенный прорыв в реализации сетевого взаимодействия. В рамках модуля «Профессиональные векторы деятельности учителя-филолога» развивается взаимодействие с иностранными партнерами — Немецким культурным центром имени Гёте. Кроме того, в настоящее время совместно с данным центром разрабатывается сетевая магистерская программа по подготовке учителей иностранного языка.
«Нынешний форум проводится в русле всероссийского обсуждения важнейшей государственной задачи по модернизации педагогического образования. Наша главная цель — подготовка квалифицированных педагогов, способных к эффективной работе по специальности на уровне мировых требований и новых профессиональных стандартов. Это должны быть конкурентоспособные, востребованные на рынке труда специалисты. Путь к этому лежит через создание механизмов, способных кардинально поднять качество отечественного образования», — отметила Марина Казакова, начальник Управления надзора в сфере образования Министерства образования и науки Архангельской области.
К участникам конференции также обратились проректор по науке и инновационному развитию Института открытого образования Архангельской области Татьяна Артюгина и проректор по научной и инновационной деятельности Уральского государственного педагогического университета Анатолий Чудинов.
На пленарном заседании конференции с докладом выступила исполняющая обязанности ректора САФУ Наталья Чичерина. Тема сообщения: «Модели сетевого сотрудничества федеральных университетов в области образовательной деятельности».
Руководитель вуза рассказала о появлении среди моделей сотрудничества нового проекта по управлению образовательными программами. Решение о его начале было принято на заседании Совета ректоров федеральных вузов 16 октября в Южном федеральном университете. Университеты начали обсуждение перспектив взаимодействия в этой части. На данный момент все участники сетевого взаимодействия обменялись своими результатами работы. К примеру, САФУ в рамках проекта TEMPUS полностью переработал подходы к внедрению и утверждению новых образовательных программ.
Подводя итого своего сообщения, Наталья Васильевна отметила, эффект сетевого сотрудничества во многом заключается в расширении возможностей получения уникальных компетенций студентами и преподавателями. Для вузов сетевое сотрудничество означает улучшение качества образовательных программ, доступа к объединенным ресурсам участников сети, индивидуализацией образования.
Также с докладами на пленарном заседании выступили д.пед.н., профессор, заведующая кафедрой интенсивного обучения иностранным языкам РГПУ имени А.И. Герцена Юлия Комарова, директор ИФиМК Светлана Стрелкова и лектор Германской службы академических обменов Бертольд Линдер.
Во второй половине дня работа конференции продолжилась по секциям: «Традиционные и новаторские подходы в создании и реализации учебных модулей», «Соотношение фундаментальной и практической подготовки педагогических кадров», «Преимущества и риски современных технологий в подготовке педагога», «Академическая свобода студента: пути и механизмы построения индивидуальных образовательных траекторий будущего педагога».
Завершающим мероприятием конференции стала подиумная дискуссия «Специфика сетевого взаимодействия в контексте педагогического образования», прошедшая в актовом зале Интеллектуального центра — научной библиотеке САФУ