26 января 2024
Состоялась секция "Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса"

Работа секции прошла в рамках Итоговой научной конференции КФУ за 2023 год.

Секция объединила педагогов-ученых кафедр вуза: математики и прикладной информатики, психологии, русского языка и литературы.

Старший преподаватель кафедры психологии Оксана Макарова выступила с докладом на тему: «Отношение студентов-лингвистов к инклюзии в обществе и образовании», в котором рассказала об основных аспектах исследования, проведенного со студентами, обучающимися по направлению подготовки «Лингвистика». В целом отношение студентов к инвалидам положительное или нейтральное. В большинстве случаев они предпочли бы относиться к ним, как и ко всем остальным людям, и делать выводы на основе их личностных качеств. А вот по отношению к инклюзии у респондентов имеется неоднозначное отношение, особенно в образовании. Они считают, что не всегда лицам с ОВЗ будет комфортно в совместной деятельности с нормотипичными обучающимися.

В докладе доцента кафедры математики и прикладной информатики Александра Минкина «Разработка когнитивного нейротренажера для педагога-психолога» рассматривается задача применения фреймворка MediaPipe для создания простого нейротренажера – прохождения лабиринта. Такие тренажеры часто изготавливают из дерева и других материалов и они, как правило, не изменяются по форме и содержанию. Предлагается использовать современные информационные технологии, которые предлагают более гибкий подход к созданию различных лабиринтов. Для этого используется программный код на языке Python, фреймворк MediaPipe и обычная веб-камера. Простота реализации такого тренажера обеспечена широкими возможностями MediaPipe, который позволяет отслеживать положение рук, жесты, мимику, позы.

Доцент кафедры психологии Ольга Штерц в своем выступлении «Психолого-педагогическое просвещение родителей по проблеме нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста» обозначила основные направления психолого-педагогического просвещения родителей. Включение родителей в коррекционно-развивающую деятельность способствует повышению эффективности логопедических и психологических технологий, направленных на преодоление нарушений письменной речи.

Заведующая кафедрой психологии Галия Льдокова рассказала о реализации адаптированной программы Школы приемных родителей для педагогов общеобразовательных организаций. Было отмечено, что для педагогов – это уникальная возможность узнать об особенностях современного ребенка, в том числе приемного. Институт приемной семьи получает все большее распространение в Российской Федерации и, как следствие, в каждой школе есть дети, которые являются воспитанниками приемной семьи. Зачастую именно к классному руководителю, социальному педагогу, педагогу-психологу обращаются родители с возникающими вопросами относительно воспитания и взаимодействия с новым членом своей семьи. С 2021 года Адаптированная программа Школы приемных родителей для педагогов общеобразовательных организаций была реализована в четырех общеобразовательных школах и с педагогами-психологами города. Всего обучение прошли 90 специалистов.

Доцент кафедры психологии Галия Бисерова в своем докладе «Развитие стрессоустойчивости у будущих учителей» обозначила проблемы личностно-эмоционального плана, которые могут возникнуть у педагогов в процессе профессиональной деятельности. Профессия учителя требует постоянных коммуникативных и эмоциональных нагрузок, а также нельзя исключать и адаптационную составляющую к новой профессии и новым условиям жизни. Эти негативные факторы значительно снижают потенциал стрессоустойчивости и молодого педагога, что может сказываться на выполнении профессиональных обязанностей, на мотивационной составляющей. Важно, чтобы студенты-педагоги понимали, что стрессом можно вполне эффективно управлять.

Участники секции отметили эффективность встречи и наметили пути дальнейшего сотрудничества.

Источник информации: Галия Льдокова, заведующая кафедрой психологии Елабужского института КФУ