21 ноября 2022
Круглый стол по вопросам развития образовательного потенциала у детей с расстройствами аутистического спектра

Институт психологии и педагогики принял активное участие в работе Первого томского форума «Преобразование образования», организованного Институтом образования Томского государственного университета.

17 ноября 2022 года представители научно-исследовательской лаборатории «Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра» и кафедры психологии и педагогики специального образования Института психологии и образования совместно со специалистами специального (коррекционного) детского сада КФУ для детей с расстройствами аутистического спектра приняли участие в работе круглого стола «Эффективные приемы формирования образовательного потенциала у детей с расстройствами аутистического спектра с учетом регионального компонента», организованного совместно с коллегами из Томского государственного педагогического университета.

С приветственным словом к докладчикам и слушателям круглого стола обратился заместитель директора по научной деятельности ИПО КФУ Шамиль Фатович Шеймарданов, подчеркнув важность решения вопросов об организации совместной научно-исследовательской работы по данной проблематике. Рассказал о возможностях единой информационной платформы поддержки и координации совместных исследований в области педагогического образования, разработанной учеными Института психологии и образования.  Шамиль Фатович отметил, что цель создания платформы заключается в содействии реализации междисциплинарных, межрегиональных и международных исследовательских инициатив, нацеленных на систематизацию, накопление и преумножение научного знания в вопросах педагогического образования.

Работу круглого стола открыла Ирина Александровна Нигматуллина, руководитель научно-исследовательской лаборатории «Комплексное сопровождение детей с РАС» ИПО КФУ, с докладом о направлениях развития региональной системы комплексного сопровождения детей с аутистическим спектром в республике Татарстан.

В рамках круглого стола был представлен опыт реализации проекта федеральной инновационной площадки "Прогностическая способность дошкольников с РАС как ресурс социализации: модель детекции". О первых результатах работы федеральной инновационной площадки КФУ рассказали представители кафедры психологии и педагогики специального образования ИПО Анна Ивановна Ахметзянова, заведующая кафедрой ПиПСО, к.пс.н., доцент и Вероника Викторовна Васина, к.пс.н., доцент ПиПСО.

Эльвира Азгамовна Садретдинова, заведующий специальным (коррекционным) детским садом КФУ для детей с РАС в докладе представила опыт реализации научно обоснованной модели комплексного сопровождения детей с РАС в детском саду. Продолжили выступление об инновационной практике методист детского сада КФУ «Мы вместе» Эльвира Фаритовна Исмагилова, учитель-логопед Аделя Минсагировна Нуриева и музыкальный руководитель Альфия Асхатовна Сефершаева, которые рассказали о создании особых образовательных условий для успешной социализации, психолого-педагогической поддержки и организации комплексного процесса обучения детей.

Эксперты Томского государственного педагогического университета совместно со специалистами Томской области рассказали об эффективных практиках работы с детьми с РАС. Наталия Анатольевна Мёдова, заведующая кафедрой дефектологии ТГПУ, учитель-дефектолог высшей категории, рассмотрела тему «Междисциплинарные компетенции специалистов сопровождения как основа доступного образования детей с РАС» на примере работы ТГПУ.

Специфику консультативной работы родителей с ОВЗ представила доцент кафедры дефектологии, директор Центра консультирования ТГПУ Евгения Владимировна Дергачёва.

Про пользу и результативность инклюзивного театра как ресурса социализации детей с расстройствами аутистического спектра рассказала представить Томской региональной общественной организации социально-психологической поддержки «Ресурс-плюс» Марина Вадимовна Майер. Учитель-дефектолог Ольга Александровна Аверина и учитель-логопед Татьяна Николаевна Курьянова (МАДОУ №30, экспериментальная площадка ИРПО ТГПУ) продемонстрировали в видеоформате применение метода сенсорной интеграции в работе с детьми с РАС в условиях ДОУ. Практикой использования инновационного оборудования в коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС поделились учитель-дефектолог Елена Анатольевна Вализер и учитель-логопед Оксана Олеговна Гришанова (МАДОУ №54, экспериментальная площадка ИРПО ТГПУ).

По результатам работы круглого стола было принято соглашение о сотрудничестве.

Источник информации: Ирина Нигматуллина