Form of presentation | Articles in Russian journals and collections |
Year of publication | 2022 |
Язык | русский |
|
Gabdulkhakov Valeryan Faritovich, author
|
Bibliographic description in the original language |
Gabdulkhakov V.F., Shishova E.O., Zinnurova A.F. Razvitie myshleniya u starshikh doshkolnikov kak sposobnosti rassuzhdat v usloviyakh dvuyazychiya. // Sovremennoe doshkolnoe obrazovanie. – 2022. - № 4(112). – S. 10-21. DOI: 10.24412/2782-4519-2022-4112-10-21. URL https://sdo-journal.ru/journalnumbers/gabdulhakov-vf-shishova-eo-zinnurova-af-razvitie-myshleniya-u-starshih-doshkolnikov-kak-sposobnosti-rassuzhdat-v-usloviyah-dvuyazychiya.html |
Annotation |
Актуальность тематики статьи обусловлена необходимостью развивать у двуязычных детей мышление на втором для них – русском – языке. Рассуждение является одной из форм (единиц) мышления. Мы предполо-жили, что если в ходе знакомства детей с произведениями детской литературы проводить анализ структуры рассуждения – определять основную мысль (тезис), тип связи аргументов (последовательный, параллель-ный, смешанный), находить (и формулировать) вывод, различать полное и сокращенное рассуждение, ис-пользовать специальные (лексические) средства связи частей рассуждения – то эффективность воспроизве-дения услышанного и обсужденного текста, качество построения собственных рассуждений существенно возрастут.
Цель статьи – показать результаты исследования по реализации методики работы над рассуждением в процессе знакомства старших дошкольников с произведениями детской литературы. Рассуждение понима-ется как единица мышления, как композиционная форма речи, функциональный тип речи, характерный больше для научного стиля речи, но присутствующий и в художественной литературе в виде авторского взгляда, авторской оценки и авторской интерпретации фактов.
Ход исследования. Педагогический эксперимент проводился на базе дошкольных учреждений Республики Татарстан, в которых дети осваивают два языка – русский и татарский. При этом татарский язык для них является родным. Эксперимент проходил в 2020-2022 гг. Полученные данные сравнивались с контрольными группами, в которых работа над рассуждением не проводилась. Общая численность испытуемых составила 476 детей старшего дошкольного возраста (236 – в экспериментальных группах, 240 – в контрольных). В педагогическом эксперименте мы попытались акцентировать внимание детей на структурных особенностях рассуждения в произведениях русской художественной литературы, использовать выявленные особенности при построении детьми своих собственных высказываний-рассуждений на русском языке.
Результаты исследования оказались значимыми: по количеству правильно построенных рассуждений в контрольных группах изменений практически нет, в экспериментальных группах – существенный рост (в среднем на 30%). Это доказало положительный эффект работы над структурой рассуждения.
Заключение. Результаты исследования убеждают, что работа по развитию у двуязычных детей способно-стей рассуждать на русском языке должна быть связана с определением основной идеи художественного произведения, с вычленением аргументов, доказывающих главную мысль автора, с формулировкой вывода, который хотел донести до читателя автор. В связи с этим рекомендуется: учить детей находить и строить полное рассуждение (тезис, доказательство, вывод), которое объясняет идейное содержание сказки или рас-сказа; определять в художественных текстах краткие (или сокращенные) рассуждения, объяснять, какие его части и почему сокращены; находить в рассуждениях и самостоятельно строить в своих высказываниях последовательную, параллельную и смешанную связь аргументов; использовать специальные опорные |
Keywords |
старшие дошкольники, мышление, рассуждение, двуязычие, анализ текста, тезис, аргумент, вывод. |
The name of the journal |
Современное дошкольное образование. Теория и практика
|
URL |
https://sdo-journal.ru/journalnumbers/gabdulhakov-vf-shishova-eo-zinnurova-af-razvitie-myshleniya-u-starshih-doshkolnikov-kak-sposobnosti-rassuzhdat-v-usloviyah-dvuyazychiya.html |
Please use this ID to quote from or refer to the card |
https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=268622&p_lang=2 |
Resource files | |
|
Full metadata record |
Field DC |
Value |
Language |
dc.contributor.author |
Gabdulkhakov Valeryan Faritovich |
ru_RU |
dc.date.accessioned |
2022-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.available |
2022-01-01T00:00:00Z |
ru_RU |
dc.date.issued |
2022 |
ru_RU |
dc.identifier.citation |
Габдулхаков В.Ф., Шишова Е.О., Зиннурова А.Ф. Развитие мышления у старших дошкольников как способности рассуждать в условиях двуязычия. // Современное дошкольное образование. – 2022. - № 4(112). – С. 10-21. DOI: 10.24412/2782-4519-2022-4112-10-21. URL https://sdo-journal.ru/journalnumbers/gabdulhakov-vf-shishova-eo-zinnurova-af-razvitie-myshleniya-u-starshih-doshkolnikov-kak-sposobnosti-rassuzhdat-v-usloviyah-dvuyazychiya.html |
ru_RU |
dc.identifier.uri |
https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=268622&p_lang=2 |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Современное дошкольное образование. Теория и практика |
ru_RU |
dc.description.abstract |
Актуальность тематики статьи обусловлена необходимостью развивать у двуязычных детей мышление на втором для них – русском – языке. Рассуждение является одной из форм (единиц) мышления. Мы предполо-жили, что если в ходе знакомства детей с произведениями детской литературы проводить анализ структуры рассуждения – определять основную мысль (тезис), тип связи аргументов (последовательный, параллель-ный, смешанный), находить (и формулировать) вывод, различать полное и сокращенное рассуждение, ис-пользовать специальные (лексические) средства связи частей рассуждения – то эффективность воспроизве-дения услышанного и обсужденного текста, качество построения собственных рассуждений существенно возрастут.
Цель статьи – показать результаты исследования по реализации методики работы над рассуждением в процессе знакомства старших дошкольников с произведениями детской литературы. Рассуждение понима-ется как единица мышления, как композиционная форма речи, функциональный тип речи, характерный больше для научного стиля речи, но присутствующий и в художественной литературе в виде авторского взгляда, авторской оценки и авторской интерпретации фактов.
Ход исследования. Педагогический эксперимент проводился на базе дошкольных учреждений Республики Татарстан, в которых дети осваивают два языка – русский и татарский. При этом татарский язык для них является родным. Эксперимент проходил в 2020-2022 гг. Полученные данные сравнивались с контрольными группами, в которых работа над рассуждением не проводилась. Общая численность испытуемых составила 476 детей старшего дошкольного возраста (236 – в экспериментальных группах, 240 – в контрольных). В педагогическом эксперименте мы попытались акцентировать внимание детей на структурных особенностях рассуждения в произведениях русской художественной литературы, использовать выявленные особенности при построении детьми своих собственных высказываний-рассуждений на русском языке.
Результаты исследования оказались значимыми: по количеству правильно построенных рассуждений в контрольных группах изменений практически нет, в экспериментальных группах – существенный рост (в среднем на 30%). Это доказало положительный эффект работы над структурой рассуждения.
Заключение. Результаты исследования убеждают, что работа по развитию у двуязычных детей способно-стей рассуждать на русском языке должна быть связана с определением основной идеи художественного произведения, с вычленением аргументов, доказывающих главную мысль автора, с формулировкой вывода, который хотел донести до читателя автор. В связи с этим рекомендуется: учить детей находить и строить полное рассуждение (тезис, доказательство, вывод), которое объясняет идейное содержание сказки или рас-сказа; определять в художественных текстах краткие (или сокращенные) рассуждения, объяснять, какие его части и почему сокращены; находить в рассуждениях и самостоятельно строить в своих высказываниях последовательную, параллельную и смешанную связь аргументов; использовать специальные опорные |
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.subject |
старшие дошкольники |
ru_RU |
dc.subject |
мышление |
ru_RU |
dc.subject |
рассуждение |
ru_RU |
dc.subject |
двуязычие |
ru_RU |
dc.subject |
анализ текста |
ru_RU |
dc.subject |
тезис |
ru_RU |
dc.subject |
аргумент |
ru_RU |
dc.subject |
вывод. |
ru_RU |
dc.title |
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СПОСОБНОСТИ РАССУЖДАТЬ В УСЛОВИЯХ ДВУЯЗЫЧИЯ |
ru_RU |
dc.type |
Articles in Russian journals and collections |
ru_RU |
|