31 мая 2025 года в рамках Международного педагогического форума в КФУ прошел Международный научный круглый стол «Навыки будущего и культурный интеллект: трансформация образовательных парадигм в эпоху глобальных вызовов».
География участников охватила научные центры России (Ростов-на-Дону) и Кубы (Лас-Вильяс, Гавана), что подчеркнуло межконтинентальный характер дискуссии. Модерацию обеспечили профессор В.А. Кирик (Академия психологии и педагогики ЮФУ) и доктор Карел Лопис Гуэрра (Центральный университет «Марта Абреу»), при технической поддержке Д.А. Маркова (ЮФУ).
Центральной осью дискуссии стал анализ трансформации педагогических парадигм в условиях глобальных вызовов. Профессор, доктор социологических наук, заведующая кафедрой региональной социологии и моделирования социальных процессов Южного федерального университета (ЮФУ) Лариса Викторовна Тарасенко представила методологическую платформу таксономии исследовательских навыков, акцентируя необходимость интеграции метапознания и критического мышления в образовательные стандарты. Её тезис о «диагностике когнитивных лакун как основе персонализированных траекторий» вызвал оживленную полемику среди участников.
Доклад старшего научного сотрудника Южного федерального университета Алисы Александровны Васильевой выявил системный диссонанс между академическими программами и требованиями рынка труда. На основе эмпирических данных доказано, что 67% работодателей рассматривают адаптивность и кросс-культурную коммуникацию как критически дефицитные компетенции выпускников. Это положение поддержал представитель Гаванского университета, указавший на универсальность данных тенденций для стран БРИКС.
Значительный резонанс вызвало исследование ведущего научного сотрудника в Академии психологии и педагогики Южного федерального университета Карена Алексеевича Аванесяна о роли некогнитивных факторов в профессиональной адаптации молодежи. Регрессионный анализ российской выборки (N=1200) подтвердил гипотезу о влиянии эмоционального интеллекта (β=0.78, p<0.01) и резилентности (β=0.69, p<0.05) на успешность перехода «образование–карьера».
Представитель Педагогического университета им. Энрике Хосе Вароны(Гавана, Куба) Орландо Габриэль Карденас выступил с докладом «Роль навыков будущего в развитии исследовательского потенциала у обучающихся школ и студентов вузов».
Кульминацией стала презентация Карела Лописа Гуэрры (Куба) об инклюзивных образовательных инновациях. На примере кейса UCLV продемонстрирована эффективность нейродиверсифицированных педагогических дизайнов для учащихся с одаренностью и расстройствами аутистического спектра. Ключевой тезис: «Инклюзия достигается не адаптацией студентов к системе, а трансформацией системы под нейрокогнитивное разнообразие».
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психофизиологии и клинической психологии Южного федерального университета Людмила Александровна Дикая аргументировала тезис о синергии цифровых компетенций и культурного кода, подчеркнув риски технологического детерминизма: «Без культурной рефлексии навыки будущего превращаются в инструментальный симулякр». Кубинские участники (О.Г. Карденас, Г.Й. Дельгадо) развили эту мысль, предложив модель культурного интеллекта (CQ) как метакомпетенции для преодоления цивилизационных асимметрий.
В дискуссионном блоке участники Круглого стола особое внимание уделили методологическим вызовам:
- Противоречие между стандартизацией образовательных результатов и необходимостью развития культурной специфичности (Л.И. Рюмшина);
- Этические риски цифрового трекинга некогнитивных навыков (М.Г. Бондарев);
- Парадокс «гиперглобализации» vs. сохранения национальных педагогических идентичностей (Н.В. Карповская).
По итогам сессии сформулированы рекомендации для глобального педагогического сообщества:
1. Ревизия образовательных стандартов (включая ФГОС) с интеграцией CQ как сквозной дисциплинарной оси.
2. Разработка валидизированных инструментов диагностики некогнитивных компетенций на стыке психометрии и цифровой педагогики.
3. Адаптация кубинской модели инклюзивных инноваций (UCLV) для различных социокультурных контекстов.
Финал дискуссии ознаменовался консенсусом: «Культурный интеллект – не компетенция, а экзистенциальный язык образовательного будущего, где полифония идентичностей генерирует новое качество педагогического знания».