05 декабря 2024
В Институте психологии и образования прошла VI Международная научно-практическая конференция "НИГМАТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ"

5 декабря 2024 года в Институте психологии и образования Казанского федерального университета состоялась VI Международная научно-практическая конференция «НИГМАТОВСКИЕЧТЕНИЯ. ГУМАНИСТИЧЕСКОЕВОСПИТАНИЕ:ТРАДИЦИИ,ИННОВАЦИИИ ПЕРСПЕКТИВЫ», посвященная 85-летию со дня рождения ученого, педагога, основателя научной школы гуманистического воспитания Зямиля Газизовича Нигматова.

Конференция проведена Институтом психологии и образования Казанского федерального университета совместно с Министерством образования и науки Республики Татарстан под эгидой Приволжского регионального научного центра Российской академии образования. Подготовка и проведение Конференции осуществлено кафедрой методологии  обучения и воспитания  Института психологии и образования под непосредственным руководством  директора Института Калимуллина А.М., заведующего кафедрой методологии обучения и воспитания Галимова А.М., доктором педагогических наук, профессором кафедры Фахрутдиновой  Г.Ж.

Международная научно-практическая конференция открылась приветственными словами Министра образования и науки РТ Хадиуллина Ильсура Гараевича, директора Института психологии и образования Калимуллина Айдара Минимансуровича, директора Института филологии и межкультурной коммуникации Замалетдинова Радифа Рифкатовича, начальника Управления реализации национальной политики Департамента Президента РТ по вопросам внутренней политики Мустафина Данила Махмутовича.

В Конференции приняли участие  крупные ученые-исследователи, руководители высших образовательных учреждений Российской Федерации, Чувашской  Республики,Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Азербайджан, Китайской Народной Республики, Малайзии, чтобы почтить память великого ученого и педагога Зямиля Газизовича Нигматова.

На Пленарном заседании выступили известные ученые России и зарубежных стран, занимающиеся  изучением проблем гуманистического воспитания, духовно-нравственного воспитания и развития  детей и молодежи, воспитания семейных ценностей. Спикером Пленарного заседания выступила  доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы Республики Татарстан Фахрутдинова Гузалия Жевдятовна.

Валеева Роза Алексеевна, доктор пед.наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой педагогики ИПО КФУ в докладе «Гуманизация педагогического образования: ценностные основания» остановилась на  приоритетах гуманистического воспитания, которые  демонстрировал в своей научно-педагогической деятельности и в  жизненной практике ЗямильГазизович. Роза Алексеевна подчеркнула: «Особенность этой конференции заключается в том, что она связана с именем, я не побоюсь этого слова, выдающегося педагога XX столетия, бывшего ректора Казанского государственного педагогического университета ЗямиляГазизовича Нигматова. Это  удивительный, человек, который посвятил всю свою жизнь, начиная со студенческой скамьи и до окончания своей профессиональной деятельности, педагогике, делу воспитания подрастающего поколения. Чем он знаменит? Он знаменит тем, что внес, создал научную школу гуманистической педагогики, гуманизации образования и воспитания. И вся его научная школа, которая включает в себя более 80 учеников, работала именно в этом направлении. Кандидатская диссертация Нигматова З.Г. была связана с проблемами воспитания, гуманности на примере народных традиций. И он один из первых докторов педагогических наук, исследовавший принцип гуманизма в отечественной педагогике. Сегодня это особенно важно, поскольку мы говорим о восстановлении, о возрождении духовно-нравственных традиций нашего народа. И вот эта конференция имеет особое значение для сегодняшней педагогики».

«Проблема гуманизации образования и ценности гуманистического образования лежат в основе научной теории Нигматова З.Г. Это великий ученый в области гуманной педагогики, основатель  научной школы гуманистического воспитания».

Рожков Михаил Иосифович – доктор пед. наук, профессор, главный научный сотрудник ФГБУК «Всероссийский Центр развития художественного творчества  и гуманитарных технологий», Заслуженный деятель науки РФ, Почетный профессор Ярославского государственного педагогического университета  в докладе «Экзистенциальный подход к воспитанию цифрового поколения» остановил внимание участников конференции на особенностях современных детей и подростков, их выбора нравственных ценностей и  приоритетов. Главный вопрос: «Какие гуманистические ценности  нести современному поколению?»

Петрова Татьяна Николаевна - доктор педагогических наук, профессор,  ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»,Заслуженный работник образования Чувашской республики подчеркнула главный аспект воспитания в XXI веке - «Актуализация проблемы формирования у детей духовно-нравственных качеств в современной семье»: «Сегодня все чаще сталкиваемся с проблемой духовной и нравственной деградации личности. Сегодня необходимо воспитать гуманизм, нравственность, духовность».

Баубекова Гульзамира Джураевна, доктор педагогических наук ,профессор университета «Туран-Астана»  рассказала  о трансформация справедливости как основной правовой ценности тюркской просветительской мысли в современном образовании.

Шаяхметова Роза Искандеровна,начальник отдела развития дополнительного профессионального образования Министерства образования и науки Республики Татарстан,кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель Республики Татарстан раскрыла роль наставничества в профессиональном развитии педагогических работников.

Шарипова Эркайым Козуевна, доктор философских наук,профессор отделения российской и евразийской интеграции ВШМОП Ошского государственного университета раскрыла проблему информационной безопасности в современных условиях с точки зрения гуманистической педагогики.

Кузнецова Людмила Васильевна, доктор педагогических наук, профессор,заслуженный учитель РФ,старший научный сотрудник НИИ этнопедагогикиимени Г.Н. Волкова ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университетам им. И.Я. Яковлева» и Хрисанова Елена Геннадьевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии напомнили старые, но вечные истины, как воспитать нравственного человека – через разумное, доброе, вечное, так как именно они являются  ценностными доминантами педагогического образования.

Исмаилзаде Саида Джафаркызы, кандидат философских наук по истории, доцент Гянджинского Государственного Университетапродолжила диалог о духовно-нравственном воспитании молодежи, где основной мыслью было: «Формирование будущего через осмысление прошлого: Духовно-нравственные ориентиры в образовании молодого поколения».

Ахметова КымбатКасымовна, кандидат педагогических наук, Почетный работник образования Республики Казахстан,учреждение «Университет Туран» (колледж),консультантпометодическимвопросам познакомила участников конференции с сокровенными мыслями о воспитании общечеловеческих ценностей через музейную практику.

Мирзатиллаева Карина, студент 3 курса «Международные отношения и дипломатия» Евразийский Национальный Университет им. Л.Н.Гумилева, Астана, Республика Казахстанпознакомила гостей и участников конференции с проблемой возрождения казахской культуры через преодоление современных барьеров в сохранении языка.

ДэнТао, кандидат педагогических наук, преподаватель Цзилиньского Университета иностранныхязыков рассказала отенденциях реформирования высшего образования в Китае.

Усупова Чолпон Сабыровна, доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии и общественных наук Сатыбалдиева Рахат Абдрахмановна, кандидат философских наук, доцент Кыргызской государственной медицинской академии им.И.К.Ахунбаева остановились на вопросах воспитания духовно-нравственных качеств у студентов.

Тематика выступлений на Пленарном заседании была разной, но их объединяла одна мысль: Каким должно быть современное образование? Каким должен быть современный педагог? Учитель? Наставник? Воспитатель? Какого человека мы хотим воспитать в школе, в университете? Какое общество мы хотим создать?

Эти же вопросы решались на секционных заседаниях Международной научно-практической конференции «НИГМАТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: ТРАДИЦИИ, ИННОВАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ».

На секции«Духовно-нравственное воспитание в системе образования: опыт, проблемы, перспективы развития» (Модераторы–Фахрутдинова Г.Ж.–д.п.н.,профессор кафедры методологии обучения и воспитания Института психологии и образования Казанского федерального университета Баубекова Г.Д.–д.п.н.,профессор Университета «Туран-Астана» (РК, г.Астана) рассматривались проблемы духовно-нравственного воспитания в системе образования в рамках гуманистической педагогики Нигматова З.Г.

Секция  «Проблемы и реалии развития гуманистической педагогики в России и за рубежом» (Модераторы–Габдрахманова Р.Г.–к.п.н.,доцент кафедры методологии обучения и воспитания Института психологии и образования КФУ, ассистент кафедры Сигачев М.Ю.) рассмотрела вопросы история, теории и практики гуманистической педагогики в России и за рубежом, а также проблемы подготовки будущего учителя в системе среднего и высшего образования.

Секция «Гуманистическая направленность и качества толерантности как ценностный выбор молодого человека в многополярном мире» (Модераторы–Закирова В.Г.–доктор педагогических наук, профессор Института психологиии образования КФУ,Власова В.К.доктор педагогических наук, профессор Института психологии иобразованияКФУ) обсудили вопросы гуманизма, доступности, толерантности, преемственности и системного подходакак основополагающие принципы поликультурного образования, проблему тьюторства в педагогическом образовании и другие важные вопросы. Закирова Венера Гильмхановна добавила: «Зямиль Газизович - это признанный ученый в мировой педагогике. И если даже просто в Интернете вбить словосочетание «принцип гуманизма», первым выходит фамилия Нигматова ЗямиляГазизовича. То есть даже этот показатель говорит о такой весомой в педагогике фигуре, как ЗямильГазизович Нигматов».

Секция « Формирование культурно-языковой и гуманитарной личности в системе разноуровневого взаимодействия образовательных учреждений (дошкольных, общеобразовательных, профессиональных) в контексте реализации концепции профильного обучения» (Модераторы – Шеймарданов Ш.Ф. – кандидат педагогических наук, заместитель директора по научной деятельности, доцент кафедры методологии обучения и воспитания, Сапаров Б.Ж. - доктор PhD, ст. преподаватель кафедры политологии и социально-философских дисциплин) обсудили аспекты формирования функциональной грамотности личности, исторические и социально-политические аспекты непрерывного поликультурного образования.

Международная научно-практическая конференция «НИГМАТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: ТРАДИЦИИ, ИННОВАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ» стала крупным, масштабным, неповторимым научным событием  не только в истории проведения Международных конференций в Институте психологии и образования, но и в Казанском федеральном университете.

 

Источник информации: Калимуллин А.М., Галимов А.М., Фахрутдинова Г.Ж., Камалова Л.А.