10 ноября 2024
Новые горизонты обучения русскому языку как иностранному: институт русского языка и культуры МГУ имени М.В. Ломоносова

8 ноября 2024 года в стенах Института русского языка и культуры МГУ имени М.В. Ломоносова прошла XXIV Международная научно-практическая конференция «Русское культурное пространство», посвященная 70-летию создания в Московском университете подготовительного факультета для иностранных граждан.

Высокий уровень и статус мероприятия подтвердила география ее участников. В конференции приняли участие представители множества регионов России, включая Москву, Санкт-Петербург, Элисту, Орехово-Зуево, Химки, Ярославль, Екатеринбург, Тюмень, Барнаул, Красноярск, Сургут, Иркутск, Ростов-на-Дону, Пятигорск, Брянск, Кострому, Воронеж, Саратов, Самару, Тольятти, Майкоп, Нижний Новгород, Арзамас, Казань, Чебоксары и Елабугу. Более того, конференция привлекла внимание зарубежных участников из Китая, Ирана, Италии, Индии, Турции, Вьетнама, Румынии, Казахстана, Монголии, Беларуси и Дагестана, что подчеркивает актуальность и международный статус обсуждаемых тем и вопросов в области преподавания РКИ.

Пленарное заседание открыли директор ИРЯиК д.х.н. доц. Д.А. Пичугина и заместитель директора к.ф.н. доц. В.В. Частных. В качестве спикеров были приглашены д.п.н. проф. Л.В. Московкин (СПбГУ, Санкт-Петербург), д.ф.н. проф. В.М. Шаклеин (РУДН, Москва), к.п.н. проф.С.А. Хавронина (РУДН, Москва), д.п.н. проф. Л.А. Дунаева (МГУ, Москва), к.и.н. доц. В.В. Родионов (ВГУ, Воронеж), каждый из которых освещал историю развития практики преподавания РКИ в цифрах, лицах и деталях, а также в большей или меньшей степени отмечал высокую степень значимости подготовительных факультетов в формировании системы обучения РКИ.

Направления и спектр вопросов, вынесенных на секционные заседания, были разнообразными и широкими: теория и практика обучения РКИ, языковое сознание как феномен социокультурного пространства, язык научной и профессиональной коммуникации, творчество А.С. Пушкина в иноязычной аудитории и др.

В работе первой секции «теория и практика обучения РКИ» приняла участие к.ф.н. доцент кафедры русского языка и литературы Елабужского института КФУ Юлия Юрьевна Данилова, которая представила доклад на тему «Смысловое чтение как один из эффективных видов чтения в рамках формирования языковой компетенции в процессе обучения РКИ». В своём выступлении Ю.Ю. Данилова акцентировала внимание на роль смыслового чтения в развитии языковой компетенции и критического мышления у студентов. Она привела примеры успешного применения методики смыслового чтения на практике, включая внеаудиторную работу и занятия по русскому языку в клубе для иностранных студентов «О русском на русском интересно!». Такая работа, на ее взгляд, помогает студентам не только совершенствовать языковые навыки, но и углубляться в русскую культуру, что делает процесс обучения более увлекательным и эффективным. Доклад Ю.Ю. Даниловой вызвал живой интерес среди участников секции. Председатель секции, В.Н. Поляков, отметил, что подобные подходы являются важными для расширения горизонтов преподавания РКИ. 

В целом, в рамках первой секции, продолжавшейся более четырех часов, было озвучено 17 докладов. Участники обсуждали различные аспекты преподавания РКИ, делясь своими опытом, знаниями и методическими находками. Эта секция (как и остальные) стала площадкой для активного обмена мнениями, где каждый докладчик смог продемонстрировать свой уникальный подход к актуальным проблемам.

Организаторы и участники обменялись словамиблагодарности и единогласно сошлись во мнении об успешности и продуктивности мероприятия, которое создало условия для дальнейшего сотрудничества и повышения качества обучения русского языка. Обсуждая полученные идеи и наработки, участники выразили надежду, что их усилия будут способствовать развитию и укреплению русского языка в разных уголках мира.

Источник информации: пресс-служба Елабужского института КФУ. Фото: Юлия Данилова.