Об особенностях работы с текстом на курсах по подготовке к Единому государственному экзамену по истории в ЦРК UNIVERSUM+ ИМОИиВ нам рассказал руководитель программы кандидат исторических наук, доцент кафедры исторического и обществоведческого образования Альберт Наилевич Валиахметов. Данный материал может представлять интерес не только для всех тех, кто сдаёт ЕГЭ по истории или готовит к сдаче ЕГЭ по истории, но и для учителей в целом, так речь в нём пойдёт о рекомендациях по развитию функциональной грамотности учащихся.
Содержание и структура контрольно-измерительных материалов Единого государственного экзамена по истории в 2025 году не претерпели существенных изменений. Это, безусловно, является хорошей новостью для тех выпускников, которые решили избрать историю в качестве экзамена по выбору, а также для их учителей и всех тех, кто готовит учащихся к сдаче ЕГЭ по истории в 2024/2025 учебном году. Повод для оптимизма заключается в том, что есть возможность использовать уже устоявшиеся наработки и совершенствовать свои умения (а заодно и умения своих учеников), превращая их в навык успешного выполнения заданий ЕГЭ по истории.
В демо-версии ЕГЭ по истории 2025 года дан фрагмент из источника – выдержка из воспоминаний учёного - и к нему два задания: в тринадцатом задании нужно указать десятилетие, когда произошли описываемые события; назвать высшего руководителя коммунистической партии в СССР в этот период; написать название правительства СССР в этот период; в четырнадцатом задании необходимо найти ответ на конкретные вопросы по тексту источника.
В этом материале мы поговорим о том, как выполнить тринадцатое задание. В предыдущих наших материалах мы использовали такое понятие как «маркер» - это какое-либо событие, понятие или персоналия, имеющие локализацию во времени: найдя его в тексте, Вы сразу понимаете, когда и где происходили события, о которых Вас спрашивают. В тексте, который мы разбираем, также есть подобные маркеры. Прежде всего, это упоминание СССР: из этого мы делаем вывод, что речь идёт о периоде советской истории, причем не ранее 1922 года (год создания Советского Союза). Следующий маркер – это упоминание города Ленинграда. Известно, что название «Ленинград» появилось в 1924 году. Значит ли это, что речь идёт о событиях 1920-х годов? Вовсе нет. В тексте есть ещё один – самый важный – маркер: «в Ленинграде началась паспортизация». Если Вы хорошо изучили Историко-культурный стандарт, то Вам должно быть известно, что введение паспортной системы в СССР произошло в 1932 году. Зная это, мы смело можем утверждать, что события, о которых говорится в тексте источника, относятся к 1930-м годам.
Подведем итоги: для успешной сдачи ЕГЭ по истории (вне зависимости от того, что лично Вы вкладываете в понятие успех: пройти порог или набрать 90+ баллов) потребуется как минимум два элемента: знание исторических фактов и умение пользоваться этим знанием. Если Вы сумеете продвинуться и в первом, и во втором компоненте, то Ваши шансы на успех возрастут кратно.
Ну а помочь Вам во всём этом могут на курсах по подготовке к Единому государственному экзамену по истории в ЦРК UNIVERSUM+!
ЕГЭ по истории, подготовка к ЕГЭ, история, подготовка к ЕГЭ по истории, разбор заданий