7 октября 2024 года стартовала программа Республиканской школы заведующих кафедрами и лабораториями организаций научно-образовательного комплекса Республики Татарстан. Событие организовано Академией наук РТ и проводится на площадке Высшей школы государственного и муниципального управления КФУ. В стенах Казанского федерального университета собрались более 400 руководителей среднего звена естественнонаучного и инженерно-технического направлений научно-образовательных организаций Татарстана. Среди них заведующие кафедрами (центрами, лабораториями, отделами), заместители научно-образовательных организаций республики, кадровый резерв из числа профессорско-преподавательского состава. Итогом обучения станет разработка и презентация лучших научно-технологических проектов.
Институт психологии и образования КФУ на данной программе был представлен в лице Альфии Масалимовой, зав. кафедрой педагогики высшей школы, профессора, доктора педагогических наук. 8 октября она выступила с лекцией на тему: «Подготовка публикации в высокорейтинговый журнал. Наукометрия как инструмент повышения цитируемости работ и эффективности лабораторий». В своем докладе проф. А. Масалимова подробно представила опыт Института психологии и образования КФУ в достижении показателей в мировых рейтингах QS и THE в предметной области “Образование”, раскрыла особенности журналов естественнонаучной и социогуманитарной областей. Как подчеркнула Альфия Рафисовна, в новых условиях публикационной активности особо важным является знание в отношении отечественных и зарубежных сервисов, необходимых при выборе журналов для публикации научных работ. Также в настоящее время целесообразно представлять ученым альтернативные платформы и базы открытого доступа для поиска и анализа трудов по проблеме исследования, когда цитатно-аналитические базы Scopus и Web of Science недоступны в России.
В рамках своего выступления проф. А. Масалимова презентовала организационные механизмы повышения публикационной активности и цитируемости российских авторов; раскрыла базовые наукометрические показатели журналов для корректного их выбора при публикации статей; представила механизмы научного междисциплинарного сотрудничества ученых естественнонаучной и социогуманитарной областей. В завершении лектор более подробно остановилась на требованиях к названиям, дизайну и структуре статей, раскрыла часто встречающиеся ошибки авторов при подготовке научных работ, а также предложила рекомендации по их предупреждению и нивелированию. Подобное участие профессоров КФУ в программах повышения квалификации руководителей-практиков, в профессиональных школах различной направленности представляет собой реализацию на практике одной из важнейших миссий университета – взаимодействие с обществом, служение на благо развития науки.