02 июня 2024
Панельная дискуссия 3 "Стандартизация педагогического образования в странах БРИКС

31 мая в рамках X Международного форума по педагогическому образованию состоялась панельная дискуссия по теме  «Стандартизация педагогического образования в странах БРИКС»

 

Академическим модератором дискуссии выступила  Р.А. Валеева, профессор, заведующий кафедрой педагогики Института психологии и образования КФУ. Спикерами – учёные из Индии, Китая, Саудовской Аравии, Бразилии, ЮАР. Дискуссантами стали учёные, исследователи, преподаватели из ведущих университетов России и других стран – участники  X Международного форума по педагогическому образованию.

 

В своём вводном слове Роза Алексеевна Валеева рассказала о результатах исследования, которое было проведено в России, Шотландии и Португалии на предмет  изучения вопроса стандартизации образования в данных странах и отношения учителей к этому процессу. В каждой стране процесс разработки и внедрения  образовательных стандартов проходил по-своему. Где-то это были очень информативные стандарты, и они принимались учительским сообществом (Шотландия), где-то вообще отказались от идеи стандартизации, т.к. учителя отнеслись к этому очень негативно (Португалия). Свои проблемы есть в вопросах разработки и внедрения образовательных стандартов и в России.

Само исследование и его результаты вызвали интерес у спикеров и участников дискуссии, актуализировав проблему образовательных стандартов, и позволили модератору логично перейти к формулировке  ключевых вопросов для обсуждения:

- Каково ваше мнение относительно стандарта в педагогическом образовании?

- Рассматриваете ли вы это явление как прогрессивное или  как деструктивное?

- Какие именно стандарты  должны быть в образовании?

- Кто должен принимать участие в разработке образовательных стандартов?

Лизель Эберсон (Преторийский университет, Претория, ЮАР) обозначила свою позицию так: «Стандарты необходимы. Не будет стандартов - не будет четкой системы оценки и, соответственно, не будет успехов. Вопрос в том, какие это будут стандарты? И будут ли в этом участвовать только политики или вопрос будет обсуждаться и с учительским сообществом? На мой взгляд, только конструктивное взаимодействие этих двух сил может привести к хорошему результату».

Идею необходимости стандартов в образовании поддержал и Балвант Сингх (Партапский колледж образовагния, Лудхиана, Индия), добавив, что стандарты не должны ограничивать творческую свободу учителя.

Эта мысль оказалась близка  и Интахабу Аламу Хану (Университет короля Абдулазиза, Джидда, Саудовская Аравия), который отметил, что должна быть определенная автономия и свобода в том, как эти стандарты реализуются в рамках педагогической деятельности. Он констатировал: «Стандарт — это просто фиксация каких-то параметров на оценивание качества или эффективности чего-то.  Соответственно, учителя нуждаются в такой системе оценки. И в какой-то мере это будет обеспечивать профессиональное развитие учителя».

Лусио Альваро Маркес (Федеральный университет Триангуло Минейро, Убераба, Бразилия) добавил, что социальная система должна работать вместе с технологиями, инженерной деятельностью. И стандарт должен обсуждаться всеми заинтересованными лицами. Открытый диалог – залог эффективных стандартов.

Конгман Рао (Северо-восточный педагогический университет, Чанчунь, Китай), говоря о необходимости  образовательных стандартов, сделал акцент на прямой корреляции между стандартами и качеством образования: «Качественное обучение, качественная работа учителя зависят от того, какие стандарты мы разрабатываем, как мы включаем их в образование. Важно не просто говорить о стандартах, но и  о том, как и для чего мы используем их».

Далее обсуждение велось по таким проблемным вопросам, как профессиональные стандарты и стандарты педагогического образования,

должны ли быть взаимосвязаны эти два типа стандартов, должны ли различные стандарты соединяться в единую систему, есть ли универсальные ценности учителя в контексте его профессиональной деятельности и возможно ли эти ценности сделать предметом оценивания?

Эти и другие вопросы, связанные с темой стандартизации педагогического образования, с большим энтузиазмом и искренней заинтересованностью ставились и обсуждались спикерами и участниками дискуссии.

 «Главное - поставить вопросы, - подчеркнула профессор Р.А. Валеева. -  А дальше уже будет поиск решений этих вопросов. Главное, эти вопросы увидеть. Потому что можно же просто пытаться давать какие-то готовые ответы, но это не путь развития. Это тупик. Нужно искать новые вопросы, новые пути. Я думаю, что здесь прозвучало очень много вопросов. И это такой ориентир для дальнейшей работы».