31 мая 2024
Российско-китайский симпозиум "Развитие мультилингвальной личности: проблемы и пути их решения"

На открывшемся в Казани 29 мая X Международном форуме по педагогическому образованию IFTE-2024 состоялся Российско-китайский симпозиум на тему  «Развитие мультилингвальной личности: проблемы и пути их решения».

 

Российско-китайский симпозиум состоялся как совместное мероприятие кафедры педагогической психологии Китайского университета Гонконга (Гонконг, Китай), Северо-восточного педагогического университета (Чанчунь, Китай), кафедры общей психологии Удмуртского государственного университета (Удмуртская Республика, Россия) и кафедры педагогической психологии Института психологии и образования Казанского федерального университета (г. Казань, Россия).

 

Ведущими экспертами выступили доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей психологии УдГУ Вера Юрьевна Хотинец, заведующий кафедрой педагогической психологии, профессор Chi Shing TSE (Китайский университет Гонконга), профессор Congman Rao – директор Института международного и сравнительного образования Северо-Восточного педагогического университета (Китай), главный редактор научного журнала «Исследования в области зарубежного образования» (на китайском языке). В.Ю. Хотинец является ведущим специалистом в Удмуртской республике в области методологии проектирования образования в поликультурной образовательной среде, диверсификации системы образования в различных культурных практиках. Разрабатываемые В.Ю. Хотинец подходы, методы, психолого-педагогические технологии и психологические техники, полученные результаты многочисленных эмпирических и экспериментальных исследований используются в системе образования Удмуртской Республики, Пермского Края и др. Chi Shing TSE доктор наук, профессор, ведущий специалист в области когнитивной психологии и психологии развития в университете Гонконга.  Congman Rao является членом ряда национальных профессиональных обществ и экспертных организаций, в том числе вице-президентом Китайского общества сравнительного образования, заместителем председателя Руководящего комитета Министерства образования по вопросам преподавания в системе подготовки учителей средней школы при университетах и колледжах, членом Экспертного комитета по аккредитации программ педагогического образования при университетах и колледжах и т.д.

Цель симпозиума – обсуждение вопросов проектирования образования в поликультурных условиях с использованием экспертной оценки ее качества, построение моделей психолого-педагогических технологий развития мультилингвальной личности, разработка современных психолого-педагогических технологий индивидуализации и социализации обучающихся с разным этническим статусом, с разными когнитивными и лингвистическими способностями,

Ключевым спикером на заседании выступила профессор Вера Хотинец. В докладе обсуждались вопросы о современных тенденциях и перспективах в исследованиях проблем билингвизма/трилингвизма/ полилингвизма, предлагались стратегии решения проблем для возможности обмена результатами с зарубежными исследователями и их сравнения, рассматривались современные  методы картирования функциональной специализации различных областей мозга в исследовании полилингвального опыта, обсуждались результаты исследований проектной группы по вопросам изучения третьего языка детьми-билингвами в различные сенситивные периоды. Отмечалась необходимость в исследованиях на больших данных с использованием широкого набора стандартизированных тестов, оценивающих не только область когнитивного контроля, но и вербальный, невербальный интеллект, креативность и др. с учетом значимых характеристик полилингвов (социально-экономический статус, этническая принадлежность, культурные различия, возраст, полилингвальный опыт, интерактивный контекст и др.). Данное исследовательское направление поддерживается Российским научным фондом № 23-28-10202.

В качестве спикера дискуссии выступила доцент Евгения Шишова. Выступление было посвящено проблеме изучения развивающего потенциала образовательных сред и их влияния на становление личности в современном образовательном пространстве. Содержательным приоритетом современного обучения объявлено личностное развитие ребенка. Общий вектор личностного развития заключается в последовательном развитии саморегуляции и определяется как прогрессирующая эмансипация в направлении к личностной автономии, основой которой выступает самодетерминация. Образовательная среда рассматривается как условие развития личности, раскрывается проблема типологии образовательных сред и их влияния на психологические новообразования. На основе систематизации и обобщения эмпирических фактов о роли социокультурной ситуации в психическом и социальном развитии личности формулируется концептуальное положение о системности средового воздействия.

Доклад доцента Риммы Кумышевой был посвящен личностным трансформациям, происходящим в процессе и результате изучения личностью двух и более языков, а также условиям и механизмам формирования мультилингвальной личности. Язык реализуется в культуре, потому языковая картина мира связана и с культурной картиной мира. Познание языка и его грамматического строя на основе реальной, культурной и языковой картин мира способствует личностным трансформациям – из субъекта познания в языковую личность.

Результаты нейропсихологического исследования когнитивной регуляции младших школьников-билингвов на начальном этапе школьного обучения представила Юлия Новгородова (аспирантка УдГУ). В работе с позиций нейропсихологического подхода была поставлена проблема связи функций регуляции активности (1 блок головного мозга) с executive functions (3 блок головного мозга) у билингвов в сравнении с монолингвами. Обсуждались преимущества билингвизма, трудности детей-билингвов на начальном этапе школьного обучения.

Обсуждение обозначенных проблем предполагало методологический и теоретический, экспериментальный и эмпирический направления анализа, а участие в симпозиуме известных ученых России, Китая, Индии, Саудовской Аравии и других стран позволило участникам ознакомиться с актуальной международной повесткой в области поликультурного образования.

Источник информации: Шишова Е.О., Хотинец В.Ю.