31 мая 2024 года на Международном форуме по педагогическому образованию прошло заседание дискуссионной площадки № 12 «Развитие системы образования лиц с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями: комплексность и междисциплинарность».
Модератором дискуссионной площадки выступила кандидат психологических наук, доцент, заведующая лабораторией образования и комплексной абилитации детей с аутизмом Института коррекционной педагогики РАО Либлинг Мария Михайловна и кандидат педагогических наук, доцент КФУ, заведующая НИЛ «Комплексное сопровождение детей с расстройством аутистического спектра» Института психологии и образования Нигматуллина Ирина Александровна. Дискуcсантом выступила доктор психологических наук, главный научный сотрудник лаборатории образования и комплексной реабилитации детей с аутизмом, профессор кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики Института коррекционной педагогики РАО Баенская Елена Ростиславовна.
Либлинг Мария Михайловна выступила с докладом по теме «Необходимые условия реализации вариативных образовательных стандартов для обучающихся с расстройствами аутистического спектра». Она рассказала о специальных образовательных условиях для учащихся с РАС, о факторах, влияющих на адаптацию детей с РАС, о проблемах организации специальных образовательных условий для обучающихся с РАС в начальной школе.
Начальник управления общего образования Министерства образования и науки Республики Татарстан Татьяна Георгиевна Алексеева в своём докладе рассказала об обучении и воспитании детей с расстройством аутистического спектра. Представленный ею опыт по этому направлению, накопленный в Республике Татарстан, вызвал живейший интерес участников дискуссии.
Кандидат педагогических наук, директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ Артур Валерьевич Хаустов представил свой доклад на тему «Реализация Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ОВЗ: практические аспекты обучения детей с РАС», в которой рассказал о тенденциях междисциплинарности и межведомственности в работе с детьми с РАС.
Кандидат биологических наук, доцент кафедры дифференциальной психологии и психофизиологии факультета «Клиническая и специальная психология» Елизавета Юрьевна Давыдова рассказала о способах индивидуализации образовательных программ для детей с РАС.
Кандидат педагогических наук, доцент Наталия Анатольевна Медова выступила с темой «Обоснование выбора подходов к формированию базовых речевых навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра», раскрыла понятие социального скриптования. В исследовании проведён анализ речи детей с РАС.
Выступление зарубежного профессора Кеннет Син посвящено поддержке студентов с расстройствами аутистического спектра.
Заседание дискуссионной площадки показало, что в современных условиях в работе с детьми с РАС необходимо устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, проявлять гибкость, интуицию, терпение, привлекать родителей к совместной реабилитации детей, работать над созданием индивидуальных программ и методик для детей с РАС.