31 мая 2024
Заседание Круглого стола о результатах исследований по развитию читательской грамотности

31 мая 2024 года на площадке X Международного форума по педагогическому образованию проведено заседание Круглого стола «Результаты психолого-педагогических исследований по развитию читательской грамотности школьников».

Академический модератор сессии доцент Камалова Л.А.  познакомила участников с историей становления и развития педагогического образования в Казанском университете, результатах последних международных рейтингов Казанского федерального университета.

Круглый стол решал одну из главных проблем современного образования -  формирование  и развитие функциональной грамотности. Актуальность  проведения заседания  Круглого стола по данной тематике обусловлена  изменением приоритетов современного общего образования, нацеленностью  на качество образования выпускников школ, эффективную интеграцию личности в общество, что напрямую связано с формированием у современных школьников  функциональной грамотности. Государственная программа РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 года ставит важнейшей целью качество образования, которое характеризуется: сохранением лидирующих позиций РФ и международном исследовании качества чтения и понимания текста (PIRLS), в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся  (PISA).

С результатами экспериментальных исследований выступили участники из Казанского федерального университета, высших учебных заведений России, школ Российской Федерации и Республики Татарстан.

Участникам Форума представлены результаты апробации авторских онлайн-тренажеров по развитию читательской грамотности, созданных в КФУ доцентом Камаловой Л.А. и студенткой Таировой А.А.

В докладе студентки Таировой А.А. представлен уникальный опыт создания и использования онлайн-тренажеров по формированию и развитию читательской грамотности учащихся 1-4 классов, помещенный в формат Яндекс-диска. Авторские онлайн-тренажеры были апробированы в шести школах Российской Федерации и Республики Татарстан. В апробации онлайн-тренажеров приняли участие около 1000 школьников начальных классов.

Выступление учителя начальных классов МБОУ СОШ №1 города Великие Луки Псковской области Анушенковой Ю.И., директора МБОУ «Гимназия№5» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Нуриевой Г.Н. ярко продемонстрировали эффективность созданной методики обучения младших школьников на основе  авторских онлайн-тренажеров и системы развития читательских умений и навыков, в результате которых формируется читательская грамотность детей.

Студентка Красикова В.М. предложила методическую систему по формированию читательской грамотности. Ее модель  обучения прошла экспериментальное исследование и апробацию в школе Свердловской области Российской Федерации. Студентка Ильина К.А. рассмотрела условия формирования и механизмы формирования читательской грамотности младших школьников и предложила свои пути решения данной проблемы, разработала методические рекомендации.

Илаева Р.А. представила анализ исследований российских и зарубежных ученых по методике формирования гибких компетенций младших школьников, что является одним из направлений  содержания функциональной грамотности учащихся. Заслуживает внимания интересное исследование по психолого-педагогической проблематике Хазиевой Д.Р. «Технологии диагностики и профилактики буллинга в  начальной школе». Доклад Шагиахметовой З.Н. посвящен  организации читательской деятельности старших школьников при анализе  рассказа Б.Екимова «Говори мне, говори…»

Исследование ученых из  Санкт-Петербургского государственного университета Лэй Лэй и  Азбель А.А. раскрывает проблему развития креативности у учителей в китайском образовании.

Заседание Круглого стола прошло живо, интересно, результативно. Во время сессии царила радостная атмосфера познания нового. Участники интересовались содержанием исследования, задавали вопросы, удивлялись, аплодировали, проявляли живой интерес к выступлению каждого докладчика. Живое общение и дискуссия позволили участниками сессии определить основные векторы психолого-педагогической поддержки учащихся и методической работы по развитию читательской грамотности школьников, креативности студентов, формированию гибких навыков, творческого отношения к научным исследованиям.

Источник информации: Камалова Л.А.