31 мая 2024 года на площадке X Международного форума по педагогическому образованию проведено заседание Круглого стола «Результаты психолого-педагогических исследований по развитию читательской грамотности школьников».
Академический модератор сессии доцент Камалова Л.А. познакомила участников с историей становления и развития педагогического образования в Казанском университете, результатах последних международных рейтингов Казанского федерального университета.
Круглый стол решал одну из главных проблем современного образования - формирование и развитие функциональной грамотности. Актуальность проведения заседания Круглого стола по данной тематике обусловлена изменением приоритетов современного общего образования, нацеленностью на качество образования выпускников школ, эффективную интеграцию личности в общество, что напрямую связано с формированием у современных школьников функциональной грамотности. Государственная программа РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 года ставит важнейшей целью качество образования, которое характеризуется: сохранением лидирующих позиций РФ и международном исследовании качества чтения и понимания текста (PIRLS), в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
С результатами экспериментальных исследований выступили участники из Казанского федерального университета, высших учебных заведений России, школ Российской Федерации и Республики Татарстан.
Участникам Форума представлены результаты апробации авторских онлайн-тренажеров по развитию читательской грамотности, созданных в КФУ доцентом Камаловой Л.А. и студенткой Таировой А.А.
В докладе студентки Таировой А.А. представлен уникальный опыт создания и использования онлайн-тренажеров по формированию и развитию читательской грамотности учащихся 1-4 классов, помещенный в формат Яндекс-диска. Авторские онлайн-тренажеры были апробированы в шести школах Российской Федерации и Республики Татарстан. В апробации онлайн-тренажеров приняли участие около 1000 школьников начальных классов.
Выступление учителя начальных классов МБОУ СОШ №1 города Великие Луки Псковской области Анушенковой Ю.И., директора МБОУ «Гимназия№5» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Нуриевой Г.Н. ярко продемонстрировали эффективность созданной методики обучения младших школьников на основе авторских онлайн-тренажеров и системы развития читательских умений и навыков, в результате которых формируется читательская грамотность детей.
Студентка Красикова В.М. предложила методическую систему по формированию читательской грамотности. Ее модель обучения прошла экспериментальное исследование и апробацию в школе Свердловской области Российской Федерации. Студентка Ильина К.А. рассмотрела условия формирования и механизмы формирования читательской грамотности младших школьников и предложила свои пути решения данной проблемы, разработала методические рекомендации.
Илаева Р.А. представила анализ исследований российских и зарубежных ученых по методике формирования гибких компетенций младших школьников, что является одним из направлений содержания функциональной грамотности учащихся. Заслуживает внимания интересное исследование по психолого-педагогической проблематике Хазиевой Д.Р. «Технологии диагностики и профилактики буллинга в начальной школе». Доклад Шагиахметовой З.Н. посвящен организации читательской деятельности старших школьников при анализе рассказа Б.Екимова «Говори мне, говори…»
Исследование ученых из Санкт-Петербургского государственного университета Лэй Лэй и Азбель А.А. раскрывает проблему развития креативности у учителей в китайском образовании.
Заседание Круглого стола прошло живо, интересно, результативно. Во время сессии царила радостная атмосфера познания нового. Участники интересовались содержанием исследования, задавали вопросы, удивлялись, аплодировали, проявляли живой интерес к выступлению каждого докладчика. Живое общение и дискуссия позволили участниками сессии определить основные векторы психолого-педагогической поддержки учащихся и методической работы по развитию читательской грамотности школьников, креативности студентов, формированию гибких навыков, творческого отношения к научным исследованиям.