30 мая 2024 года в Институте психологии и образования КФУ прошло Пленарное заседание Международного форума по педагогическому образованию. Модераторами сессии выступили директор Института образования и психологии Казанского федерального университета Калимуллин А.М., Президент IFTE Валеева Р.А.
На Пленарном заседании прозвучали ключевые доклады международных спикеров, поднявших тему качества педагогического образования в странах БРИКС, роли педагога в обучении и развитии детей и студентов, проблему стандартизации и аккредитации образовательных программ.
В выступлении доктора педагогических наук, президента Партапского педагогического колледжа в Лудхиане (Индия) Балванта Сингха «Риски педагогического образования в странах БРИКС: в поисках качества подготовки» прозвучали концептуальные идеи повышения качества образования в странах БРИКС. Балвант Сингх является членом Национального совета по педагогическому образованию (Индия). Исследования последних лет показывают, что качество образования зависит от многих факторов: наследование, сохранение и передача этических норм общества; ожидания людей; вопросы политики; администрации; учителя. Исследователи выявили недостатки в педагогическом образовании в странах БРИКС: нехватка инфраструктуры, нехватка ИКТ-оборудования и технических знаний, низкая заработная плата учителей и воспитательниц (компетентные люди не приходят в педагогическую профессию), низкий социальный статус.
Директор и профессор Института международного и сравнительного образования Северо-восточного педагогического университета (Китай) Конгман Рао поднял проблему создания системы обеспечения качества педагогического образования на основе профессиональных стандартов учителя. Построение высококачественной системы педагогического образования, сказал Конгман Рао, является наиболее важной целью реформы на ближайшие годы, которая требует от нас улучшения QAS для педагогического образования на основе анализа прошлого построения системы QAS. Проблема заключается в том,что QAS несовместим с профессионализацией преподавания и системой аттестационных экзаменов для учителей в области педагогического образования, так как не позволяет всесторонне оценить компетентность, требуемую от учителей. Поэтому Конгман Рао предлагает пересмотр профессиональных стандартов по педагогическому образованию в Северо-Восточном университете.
Профессор Федерального университета Триангуло Минейро, доктор философии Папского католического университета Риу- Гранди-ду-Сул Лусио Альваро Маркес в докладе «Образование как отражение традиций» рассказал, что за последнее десятилетие бразильское образование управлялось в соответствии с тремя не только различными, но и противоположными концепциями. После публикации документов «Послания Национальному конгрессу» и «Национальная единая учебная база» (2017) стала возможной трансформация педагогических представлений и традиций. Эти изменения позволили бы учителям из разных стран обмениваться опытом на определенный период времени с целью улучшения практики преподавания и создания сетей международного сотрудничества. Этот фактор был бы не только вопросом мобильности преподавателей, но и поощрения форм сотрудничества в области развития образования между развитыми и развивающимися странами в рамках предлагаемой Всемирной сети образовательных исследований.
Доктор Лусио Альваро Маркес сказал важную для всех нас мысль: «Знания - это не просто услуга, распространяемая на глобальном уровне». Ведь образование может быть, прежде всего, еще одним средством социальной эмансипации и способом перестройки социальной структуры с учетом культурных различий, человеческого многообразия, биосферы и с целью сохранения достойных условий для жизни людей во всем мире.
Завершающим выступлением на Пленарной части был доклад доктора, профессора в Университете короля Абдулазиза (Джидда, Саудовская Аравия) Интахаб Алам Хана на тему «Инновационные педагогические технологии и роли преподавателей». Доктор Интахаб Алам Хан на своем примере показал, каким должен быть настоящий педагог: он не транслятор знаний, а воспитатель, наставник, учитель, актер! Манера его выступления продемонстрировала ораторское и актерское мастерство, содержательность, эмоциональность и открытость в общении с публикой. Девиз педагогической деятельности Интахаб Алам Хана: «Образование есть жизнь, а жизнь есть образование».
Пленарное заседание в Институте психологии и образования 30 мая расставило все точки над i, показав всем участникам данной сессии, что педагогическое образование – основа развития государства, а учитель – ключевая фигура общества.