29 мая 2024
Открытие X Международного форума по педагогическому образованию в Казанском федеральном университете

29 мая в Казанском федеральном университете начал работу X юбилейный Международный форум по педагогическому образованию. Большой зал КСК КФУ “УНИКС” стал центром притяжения российских и зарубежных ученых, занимающихся проблемами педагогического образования.

С приветственным словом от имени ректора КФУ Л.Р. Сафина выступил Президент Казанского федерального университета Минзарипов Рияз Гатауллович. В его выступлении, обращенном к участникам Международного форума по педагогическому образованию, прозвучали слова гордости за высокие результаты Казанского университета, проанализированы основные вехи развития университета, подчеркнута роль ученых КФУ в развитии педагогического образования, реализации психолого-педагогических исследований. Президент особо подчеркнул значимость X юбилейного Международного форума по педагогическому образованию отметив то, что ключевой темой IFTE-2024 является совершенствование подготовки учителей в странах БРИКС в условиях исследовательской трансформации педагогического образования. Участие в Форуме известных ученых-педагогов России, Китая, Индии, ЮАР, Бразилии, Ирана, ОАЭ, Саудовской Аравии и других стран позволит участникам ознакомиться с актуальной международной повесткой в области образования, вступить в межстрановый диалог, определить перспективы использования лучшего зарубежного опыта в подготовке педагогических кадров.

 

Выступила Ахмадиева Роза Шайхайдаровна – академик-секретарь Академии наук Республики Татарстан, ректор ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры», доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Татарстан, член-корреспондент Академии наук Республики Татарстан. Она  подчеркнула важность данного Форума для  совершенствования системы  педагогического образования в России и Республике Татарстан. Была отмечена ключевая фигура современного образования – учитель. Представленный ею отчёт о системной работе, координируемой Академией наук Республики Татарстан, правительством Республики Татарстан, образовательными организациями,  продемонстрировал высокие результаты  основных программ, реализуемых в контексте данного плодотворного взаимодействия.  

Примаков Евгений Александрович – руководитель Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству – выразил надежду на построение долгосрочных контактов между представителями разных стран по результатам Форума, оптимизацию подготовки учителей, выявление современных тенденций области образования и науки.

Юрий Петрович Зинченко – директор Федерального научного центра психологических исследований и междисциплинарных исследований РАО, декан факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова - выразил благодарность за совместное сотрудничество с ректором КФУ Сафиным Ленаром Ринатовичем и директором Института психологии и образования Калимуллиным Айдаром Минимансуровичем, а также отметил тесную связь развития психологической науки в двух старейших университетах Российской Федерации.

В обращении к участникам Форума от Директора Центра изучения резильентности,  профессора кафедры психологии образования педагогического факультета
Университета Претории (ЮАР),  Президента Всемирной
ассоциации исследователей в области образования (WERA)
(ЮАР, Претория
) Лизель Эберсон была представлена идея построения новой действительности в тесной связи работы педагога и ребёнка. «Люди меняют этот мир, однако учит их этому педагог» - утверждает Лизель Эмберсон.  

Стартом для работы секций Международного форума по педагогическому образованию послужило Пленарное заседание по вопросам совершенствования подготовки учителей в странах БРИКС в условиях исследовательской трансформации педагогического образования.

С докладами выступили академик РАО, и.о. вице-президента Российской академии
образования, доктор психологических наук, профессор (Россия) Виктор Стефанович Басюк, который представил программу Национальных целей развития Российской Федерации. Им освещены основные направления деятельности  РАО, среди которых оценка влияния социально-психологических рисков на здоровье детей и подростков, поддержка семьи и семейных ценностей - взаимная ответственность семьи и образования, реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально-ответственной личности, исследование духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций и др.

Ключевые идеи и вызовы современного образовательного пространства представила доктор педагогических наук, директор института педагогики
Санкт-Петербургского государственного университета, член-
корреспондент Российской академии образования Елена Ивановна Казакова в докладе “Высшее педагогическое образование в контексте образовательной политики стран БРИКС”. Отмечено, что на сегодняшний день педагогическое образование является инструментом достижения национальных целей развития. Выдвинуты следующие вопросы: как развивать таланты? Является ли конкуренция механизмом развития качества образования? Затронута проблема интенсификации и перегрузок современного школьника. Также рассмотрен вопрос о единообразии и жесткой дисциплине, указаны ориентиры для перехода на самостоятельность и творчество в обучении школьников. Казаковой Е.И. приведены доказательства в пользу отказа от школы сегрегации с целью  реализации приоритета справедливого образование для всех. Казакова Е.И. предлагает идею корректировки образовательного стандарта, перехода от предметного знания к опыту мышления и деятельности. В докладе Казаковой Е.И. утверждается мысль, что доверие между субъектами педагогического процесса - ключ к достижению совершенного мира.

Лизель Эмберсон ответила на вопросы «Как поддержка развития может увеличить возможности для хорошей жизни в условиях крайнего неравенства?», «Как могут знания афроцентричных коренных народов об устойчивости к внешним воздействиям влиять на программы развития в условиях крайнего неравенства?». В ходе выступления Лизель Эберсон даны примеры сценариев влияния неравенства образования, понятие «устойчивости» в образовании, а также примеры реализации результатов исследований в реальной образовательной среде ЮАР.

Калимуллин Айдар Минимансурович - директор Института Психологии и Образования КФУ Доктор исторических наук, профессор в выступлении  «Международный форум по педагогическому образованию: роль Казанского федерального университета в совершенствовании подготовки учителей в стране»  выразил огромные слова благодарности профессорско-преподавательскому составу Института психологии и образования, Российской Академии наук как ключевому партнёру Форума, академикам РАО, почётным гостям Форума и ректору Казанского федерального университета Сафину Л.Р.

Доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики
Института психологии и образования Казанского федерального
университета, Президент IFTE  Роза Алексеевна Валеева выступила с аналитическим обзором  развития Международного форума по педагогическому образованию с 2015 по 2024 год.  Ею был представлен тематический диапазон исследований за 10 лет его работы по направлениям: research in teacher education  (исследования о процессе педагогического образования, развитие исследовательской грамотности педагога, формирование учителя как исследователя); research on teacher education (исследования самого педагогического образования, посвященные историческим предпосылкам, тенденциям развития образовательной среды, традиционным и инновационным подходам к образованию, подготовке учителя как воспитателя). Research about teacher education (междисциплинарные исследования образования с точки зрения исторической политической, антропологической науки и социальной теории).

Доклады на Пленарном заседании вызвали у участников Форума  размышления и обсуждения о дальнейшем  развитии педагогического образования, его  трансформации в современных геополитических и социальных условиях.

Источник информации: Камалова Л.А., Красикова В.М.