23 апреля 2024
Опыт создания полилингвального образовательного пространства в условиях социальных вызовов

Ученые Елабужского института выступили на II Всероссийской научно-практической конференции по билингвальному и полилингвальному образованию.

На современном этапе проблема создания полилингвального образовательного пространства как основы гармоничного межкультурного взаимодействия является актуальной не только для Татарстана, но практически для всех регионов Российской Федерации. Cложившаяся на сегодняшний день ситуация побуждает ввести поликультурное образование в одно из приоритетных направлений государственной политики

Учитывая данные стратегии, кафедра теории и методики дошкольного и начального образования целенаправленно ведёт работу с ДОО Закамского региона: ЕМРТ, НМРТ, г.Набережные Челны, г.Мамадыша. Главная идея этого сотрудничества: использовать богатые этнокультурные традиции Закамского региона для разностороннего развития дошкольника. Формы сотрудничества очень разнообразны: проведение курсов повышения квалификации по данной проблематике, семинаров, конференций, форума работников дошкольного образования, создание экспериментальных площадок по данной проблематике.

В рамках этого направления работы кафедры в детском саду №35 «Лейсан» комбинированного вида Елабужского района состоялась II Всероссийская научно-практическая конференция «Билингвальное и полилингвальное образование как основа всестороннего развития дошкольников» (с международным участием).

Конференция проводится ежегодно с целью развития профессионального мастерства работников дошкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях при реализации билингвального и полилингвального образования в контексте требований ФГОС.

Задачи конференции:

• развитие творческой инициативы работников дошкольного образования;

• активизация деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций по усовершенствованию учебно-воспитательного процесса и улучшению качества билингвального и полилингвального образования;

• распространение опыта работы по билингвальному и полилингвальному образованию.

В конференции участвовало около ста человек не только из различных регионов России: Якутии, Сахалинской, Московской областей, Республики Марий Эл, но и из ближнего зарубежья: республики Кыргызстан.

Конференция представлена теоретической и практической формами работы. Теоретическую часть отрыли выступления заведущего кафедрой ТиМДиНО доцента, канд.пед. наук Газизовой Фариды и доцентов кафедры канд.пед.наук, Миннуллиной Розалии, канд психолог.наук, Галич Татьяны.

В докладе Фариды Газизовой «Особенности формирования языковой личности ребенка в национально-региональных условиях Республики Татарстан». В Республике Татарстан разработана концепция полилингвального дошкольного образования. куда вошел проект «Адымнар -от знания к согласию». Проектом концепции стала модель современного образовательного комплекса. Концепция разрабатывалась с учетом опыта создания мультилингвальной языковой среды.

Миннуллина Розалия в докладе «Подготовка будущих воспитателей в полилингвальном образовательном пространстве, сделала акцент, что сегодня в ВУЗах все чаще реализуется полилингвальный подход в организации обучения студентов с целью формирования их научной картины мира посредством освоения системы полилингвальных ценностей. «Создание полилингвального образовательного пространства в условиях социальных вызовов» Cложившаяся на сегодняшний день политическая напряженность и угроза социальной дестабилизации, побуждает ввести поликультурное образование в одно из приоритетных направлений государственной политики-главная идея выступления Татьяны Галич.

Особо надо отметить, выступление ведущей образовательной передачи татарского детского телеканала «ШАЯН ТВ», которая сделала обзор всех программ успешно реализуемых в раках этого канала.

Практическая часть была представлена широким спектром мастер-классов в офлайн и онлайн форматах. Среди них большой интерес вызвали: «Этнокультурная социализация детей в условиях поликультурной среды ОО», «Д/с №29 «Ший онгыр» г.Йошкар-Олы», Республика Марий Эл, Поликультурное образование детей дошкольного возраста в условиях «Материнских школ» Кыргызской Республики, Применение идей развивающего обучения в билингвальных группах детского сада как фактор успешного обучения в школе -МАДОУ №57 «Бусинка» с.Дальнее, ГО «г.Южно-Сахалинск», Сахалинская область и т.д.

В целом успешный опыт проведения данной конференции позволяет ещё больше осознать всю значимость проблемы, увидеть, что у данного направления образовательной деятельности дошкольников – поликультурное воспитание детей, большое будущее, а также сделать вывод насколько усложняются задачи его научно-методического сопровождения и Елабужский институт к этому готов.

Источник информации: Фарида Газизова, Розалия Миннуллина, Татьяна Галич, кафедра теории и методики дошкольного и начального образования Елабужского института КФУ