15 апреля 2024
Всероссийский научно-практический семинар "Этнокультурное многообразие. Миграция. Образование" продолжил свою работу в Институте психологии и образования

12 апреля 2024 года участники Всероссийского научно-практического семинара «Этнокультурное многообразие. Миграция. Образование» продолжили  второй день работы в стенах Институте психологии и образования Казанского федерального университета. В работе Круглого стола приняли участие ведущие ученые Московского педагогического государственного университета Е.А.Омельченко, Т.В.Криворучко, преподаватели Института психологии и образования, директор Русско-татарской школы Казани С.Н. Овчинников, учителя начальных классов школ Республики Татарстан, студенты кафедры начального образования 3-4 курсов. Мероприятие проходило в офлайн и онлайн-форматах.
Приветственное слово  участникам круглого стола прозвучало от имени директора  Института психологии и образования, доктора исторических наук, профессора Калимуллина Айдара Минимансуровича, начальника отдела развития дополнительного профессионального образования Министерства образования и науки Республики Татарстан, кандидата педагогических наук   Шаяхметовой  Розы Искандеровны, заведующего  кафедрой начального образования Института психологии и образования, доктора педагогических наук, профессора Закировой  Венеры Гильмхановны.
Венера Гильмхановна отметила,что подобные мероприятия по этнокультурному многообразию проводились последние 8 лет регулярно, так как проблема адаптации детей-мигрантов приобретает с каждым годом новую остроту и злободневность. Шаяхметова Р.И.  выразила одобрение выбранной   тематикой: ведь в Республике Татарстан уже много лет реализуется проект Первого Президента РТ Шаймиева М.Ш. «Возрождение». В республике 1500 школ, основное большинство учащихся учится на русском языке, но много и детей-мигрантов. Поэтому очень актуальна программа и учебники «Философия согласия», по которым обучаются школьники полилингвального комплекса  «Адымнар-Казань», созданные учеными-преподавателями кафедры начального образования Института психологии и образования КФУ. Калимуллин А.М. в своем приветствии участникам семинара отметил необходимость  усиления практико-ориентированного подхода к решению проблемы адаптации и обучения русскому языку детей-мигрантов. Для этого нужно соединить усилия ученых и учителей-практиков в создании общих проектов по детям-мигрантам.
С докладами выступили доктор исторических наук, профессор, декан Факультета регионоведения и этнокультурного образования, заместитель директора по науке Института социально- гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета Омельченко Елена Александровна «Деятельность в сфере языковой и социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных  граждан и детей с миграционной историей как ресурс развития образовательной организации» и ведущий специалист Центра историко-культурных исследований и межцивилизационных отношений Института социально-гуманитарного образования  Московского педагогического государственного университета Криворучко Татьяна Васильевна  «Особенности работы педагогов с детьми несовершеннолетних иностранных граждан: методические подходы и рекомендации».
Продолжили выступления с докладами  по общей теме «Школа в контексте этнокультурного многообразия: опыт исследований и практические результаты» преподаватели кафедры начального образования Института психологии и образования КФУ: Закирова Венера Гильмхановна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой начального образования, Хайрутдинова Резеда Рафаилевна, кандидат филологических наук, доцент, Громова Чулпан Раесовна, кандидат психологических наук, доцент, Камалова Лера Ахтямовна, кандидат педагогических наук, доцент.
С результатами научных исследований по проблемам этнокультурного многообразия, школьного микроклимата, школьной адаптации учащихся-мигрантов выступили зав.научно-исследовательской лаборатории социокультурных исследований в образовании доцент  Хайрутдинова Р.Р. и  доцент Громова Ч.Р.Доцент Камалова Л.А. представила результаты работы кафедры начального образования по языковой и социокультурной адаптации детей-мигрантов за последние 9 лет: разработка учебных пособий для  учащихся 1-4 классов  и для учителей начальных  классов «Философия согласия», учебное пособие для родителей «Родительский университет», онлайн-курс «Нескучная начальная школа: театр как технология воспитания», учебное пособие «Речевые диалоги для детей-мигрантов «Говорим по-русски», онлайн-тренажеры по развитию читательской грамотности младших школьников в начальной школе, «Книгу сказок разных народов». На слайдах электронной презентации участники семинара увидели публикации  статей в БД Scopus и Web of Science доцента Камаловой Л.А. в соавторстве с Закировой В.Г., Путулян Н.С.
Дискуссантами выступили кандидаты педагогических наук Хаирова Ирина Валентиновна, Каюмова Лейсан Рафисовна, Путулян Нарине Сережовна.
Завершился семинар вручением Благодарственных писем почетным гостям из Москвы  Е.А.Омельченко, Т.В.Криворучко, директору Русско-татарской школы  №13 Казани С.Н. Овчинникову.
Всероссийский научно-практический семинар «Этнокультурное многообразие. Миграция. Образование» поднял актуальные вопросы миграции и образовательной политики в области обучения и адаптации детей-мигрантов, наметил дальнейшие  конкретные пути  практической реализации  работы  ученых, школьных учителей, администрации школ в данном направлении.

 

Источник информации: Камалова Лера Ахтямовна