12 апреля 2024
"Наука для всех": три кита современного языкознания – социолингвистика, лингвокультурология, этнолингвистика

Члены студенческого научного объединения «LinguaСкоп» провели занятия для учеников «Университетской» школы.

Состоялись встречи в рамках образовательно-просветительской деятельности СНО «LinguaСкоп» и научно-популярного проекта «Наука для всех» Елабужского инситута КФУ, которые направлены на просвещение и популяризацию различных областей науки среди обучающихся школ.

Ученики 7-8 классов «Университетской» школы с каждым занятием все больше погружаются в сложный, многогранный и увлекательный мир современной лингвистики.

Прошло очередное занятие у обучающихся в рамках образовательной деятельности СНО «LinguaСкоп». Студентка 3 курса отделения филологии и истории Екатерина Ощепкова презентовала основные положения темы «Социолингвистика как направление современного языкознания». Участники школьного научного кружка совместно с лектором рассмотрели особую систему языка – лексику ограниченных групп людей, а также узнали, как изменяется наш язык и какими факторами это обусловлено.

При изучении темы обучающимися были освоены новые понятия, которые выражают основные единицы и явления социолингвистики – «социолект», «языковое сообщество», «языковая ситуация», «языковой код». Они также познакомились с проблемами, которые пытается решить социолингвистика, и методами, помогающими в этом. При рассмотрении такой проблемы, как интерференция, девочки-билингвы признались, что сталкиваются с подобным явлением в своей разговорной речи. 

Интересным оказался вопрос о языковой и этнокультурной политике и ситуации на примере Республики Татарстан, основу которых на государственном уровне (Конституция РТ) составляют равноправие и толерантность. Государственные языки и какова их функциональная нагрузка, численность населения, национальные блюда и праздники родного региона в совокупности становятся серьезными экстралингвистическими факторами, определяющими реальное положение дел. В конце занятия все присутствующие сошлись во мнении о том, что взаимодействие татарской и русской культуры тесное, как символично стоящие рядом на территории Казанского Кремля Спасо-Преображенский монастырь и Кол Шәриф мәчете.

На протяжении всего занятия обучающиеся были заинтересованы и вовлечены в тему, которая является одной из самых интересных в курсе языкознания, ведь этот раздел изучает живую устную речь в ее функционировании. Задавались вопросы, которые (на первый взгляд) никак не относились к социолингвистике. Но, разобравшись, обучающиеся осознавали, что заданный вопрос можно легко рассмотреть в рамках данного направления, поскольку исследования в социолингвистике очень разнообразны и могут затрагивать широкий спектр социальных явлений, связанных с языком.

Вторая апрельская встреча со школьниками прошла с участием Софьи Андреевой. Студентка 3 курса отделения филологии и истории рассказала о лингвокультурологии и этнолингвистике как направлениях современного языкознания.

В ходе встречи ребята ознакомились с основными понятиями и методами этих научных дисциплин. Было рассмотрено, как взаимосвязаны язык и культура народа и как этническая принадлежность влияет на формирование языка. Школьникам были представлены интересные примеры из языков и культур разных народов мира, а также рассказано об архетипах, мифологемах, стереотипах, ассоциациях и внутренней форме, которая заложена в них.

Одним из интересных моментов занятия было обсуждение стереотипов и представлений о русской культуре: приятно было услышать, что русский народ у подростков ассоциируется с церковью, единством и семьей, которые положительно маркированы. Русская культура богата и разнообразна, и каждый может иметь свои собственные представления и ассоциации.

«Занятия по лингвокультурологии и этнолингвистике целесообразны, поскольку помогают обучающимся расширить свои знания о мире языка и культуры, лучше понять различные культурные аспекты и особенности языка. Они позволяют отойти от поверхностных стереотипов и взглянуть на культуру с новой и более глубокой перспективы. Это также способствует развитию толерантности и уважения к различиям в культурах и мировоззрении.

Такие встречи необходимы и имеют большую значимость с точки зрения развития научно-исследовательских компетенций у школьников. Во-первых, такая работа способствует развитию аналитического мышления, поскольку участники анализируют конкретные языковые факты и выражают свои мысли на основе полученной информации. Во-вторых, работа в школьном научном кружке помогает развить навыки коммуникации и общения, так как школьники могут обсуждать и делиться своими наблюдениями и узнавать мнения и взгляды других участников. И в целом, способствуют развитию лингвистической грамотности и языкового сознания у школьников, что является важным элементом их образования и развития», - отметила руководитель СНО «LinguaСкоп», доцент кафедры русского языка и литературы Юлия Данилова.

Такие встречи помогают молодому поколению зрительно представить науку, сделать ее интересной и доступной, а также вдохновить будущих ученых и исследователей на самостоятельные научные изыскания. Возможно, благодаря таким мероприятиям, некоторые из этих юных слушателей в будущем станут представителями лингвистической науки или носителями знания о культуре и языке своего народа.

Источник информации: Екатерина Ощепкова, Софья Андреева, студенты отделения филологии и истории Елабужского института КФУ