05 апреля 2024
На IFME–2024 обсудили преподавание математики и внедрение искусственного интеллекта в образовательный процесс

В Казанском федеральном университете завершился V Международный форум по математическому образованию, посвященный 220-летию Казанского университета.


Он стартовал 25 марта 2024 года. В рамках крупного научного мероприятия состоялись: XIII Международная научно-практическая конференция «Математическое образование в школе и вузе», IV Международный научный семинар «Цифровые технологии для преподавания и обучения», XI Международная научно-практическая конференция «Информационные технологии в образовании и науке», IV Молодежная школа-конференция «Будущее математического образования».

29 марта прошло третье пленарное заседание форума и круглый стол «Искусственный интеллект и информационные технологии в подготовке учителя».

С приветственными словами к участникам заседания обратился и. о. директора Института математики и механики им. Н.И. Лобачевского КФУ Марат Насрутдинов, который отметил важную роль учителя в преподавании математики и пожелал плодотворной работы и успехов всем присутствующим.

Первой свой доклад «Как появляются новые и актуализируются действующие учебники и пособия» представила заместитель генерального директора издательства «Просвещение» Ольга Жигалева. Она рассказала, как создавались разные поколения учебников.

«Целью первых учебников, выпущенных издательством в первой половине прошлого века, была ликвидация всеобщей безграмотности населения молодой советской страны», – отметила О. Жигалева.

Она проинформировала, как поменялся издательский портфель в годы войны, какие послевоенные задачи решало государство, и какое они находили отражение в учебниках.

«Сейчас в федеральном перечне учебников, в основной его части, представлена только одна линейка учебников по каждому предмету. Если уровень базовый и углубленный, то их может быть две», – сообщила представитель издательства.

Говоря об учебниках математики, она отметила, что большие изменения претерпели в 2022 году учебники для 10–11 классов.

«В качестве обязательного в программу 7–11 классов по математике введен учебный курс "Вероятность и статистика". Это новшество сейчас учителей математики очень волнует», – подчеркнула она.

Доклад «Практика и методика преподавания вероятности и статистики» представил один из авторов учебника по вероятности и статистике, начальник отдела развития содержания образования и педагогических измерений Центра педагогического мастерства, завлабораторией методики вероятности Московского центра непрерывного математического образования, зампредседателя федеральной комиссии по разработке КИМ ЕГЭ по математике Иван Высоцкий.

Центру медиакоммуникаций КФУ он сообщил, что учителя многих школ пока не очень готовы вести этот новый курс, который должен преподаваться школьникам один раз в неделю. Задача разработчиков курса – им помочь.

«В 2004 году группу, которая разрабатывала идею преподавания курса "Вероятность и статистика" в школе, возглавил заслуженный профессор КФУ Юрий Николавич Тюрин. Он говорил, что это сложная и туманная наука, из которой нужно сделать простой и ясный школьный понятный предмет. Именно этим мы сейчас занимаемся», – подчеркнул Высоцкий.

Одним из участников круглого стола «Искусственный интеллект и информационные технологии в подготовке учителя» стал аспирант Института цифрового образования Московского городского педагогического университета Даниил Мартынов. Его выступление называлось «Интеграция искусственного интеллекта в образовательный процесс: телеграм-боты как ассистенты учителей».

«Повсеместно говорят о том, как искусственный интеллект может помочь ученику, и забывают про учителя. Педагогу тоже нужна помощь», – заметил Мартынов.

В частности, учитель, используя возможности чат-бота, может готовить индивидуальные задания для учеников, уверен аспирант.

«Нейросеть, исходя из ответов ученика на вопросы, сама может генерировать задания, которые помогут школьнику проработать тему, которую он не очень хорошо освоил», – пояснил он.

Мартынов в данное время занимается разработкой концепции телеграмм-бота для учителей. Одна из задач такого бота – помочь педагогу сократить время на проверку работ учащихся.

«Телеграм-бот прекрасно взаимодействует с другими сервисами, поэтому эта платформа очень подходит для того, чтобы использовать внешние ресурсы», – поделился он.

Форум завершиля 30 марта. В этот день состоялся XIII Региональный семинар учителей математики и информатики «Новые вызовы в обучении математике в школе». Всего участниками форума стали более 200 ученых, педагогов, студентов и аспирантов из нескольких стран.

Источник информации: Медиапортал КФУ