05 декабря 2023
Внеурочные занятия "Мир головоломок" начались в "Университетской" школе

Занятия развивают у школьников логику, пространственное воображение, зрительную память, усидчивость.

С 1 декабря для обучающихся школы «Университетская» начались внеурочные занятия «Мир головоломок». Руководителем данного направления является доцент кафедры математики и прикладной информатики Айгуль Ганеева. В проведении занятий помогают студенты педагогических направлений подготовки, будущие учителя математики, физики и начальных классов.

Головоломка – непростая задача, облаченная в форму какой-либо игрушки с секретом. Для решения головоломки, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня. Польза головоломки состоит и в приучении к самостоятельности. Решая головоломку, ученик должен самостоятельно разгадать её секрет. Такой навык поможет ему в дальнейшей жизни самостоятельно работать над серьезными проектами, решать сложные задачи, принимать ответственные решения.

Кубик Рубика (разговорный вариант Кубик-рубик; первоначально был известен как «Магический кубик») – механическая головоломка, изобретённая в 1974 году (и запатентованная в 1975 году) венгерским скульптором и преподавателем архитектуры Эрнё Рубиком.

Во время проведения занятий метод сборки Кубика Рубика 3 на 3 рассматривается стандартный, заключающийся в поэтапном обучении. Этапы сборки кубика Рубика 3 на 3: ромашка; крест в первом слое; углы первого слоя; рёбра среднего слоя; крест в последнем слое; расстановка рёбер последнего слоя; расстановка углов последнего слоя; разворот углов последнего слоя.

День за днем школьники проходят все этапы сборки. Каждый этап сборки приносит детям радость и уверенность в достижении поставленной цели. Способность собирать кубик Рубика развивает усидчивость, логику, пространственное воображение, зрительную память.

Сбор Кубика Рубика позволяет мыслить на несколько ходов вперед и планировать последовательность действий в уме. Также это позволяет держать в голове результат о всех важных действиях. Любая конфигурация цветов в кубике решается при помощи одинаковых шагов. Это формирует наглядное понимание работы алгоритмов. Запоминание отдельных этапов сборки и конфигураций деталей способствует кратковременной зрительной памяти.

В процессе сборки кубика так называемым методом для новичков человек способен запомнить около 8 комбинаций. В свою очередь профессиональные спидкуберы (те, кто собирает кубик на время) запоминают от 120 до 200 комбинаций. При решении головоломки ребенок работает в трех измерениях. Он должен принимать в расчет то, что все части кубика взаимосвязаны, и постепенно обучается сам прогнозировать изменения в конфигурации цветов при вращении кубика, то есть заранее представлять в воображении, как поменяется конфигурация головоломки в результате действий, которые он совершил с кубиком. Развиваются ловкость пальцев и быстрота реакции. Чтобы собрать заветный кубик, необходимо совершить немалое количество поворотов вправо, влево, вверх и вниз.

Вращение кубика и работа на скорость развивают моторику рук ребенка. Во время сборки кубика, когда ребенок находится в процессе решения логической задачи, он становится усидчивым. Также развивается способность удерживать и концентрировать внимание на протяжении долгого времени.

Источник информации: Айгуль Ганеева, доцент кафедры математики и прикладной информатики Елабужского института КФУ