23 ноября 2023
"Лучшее место за партой": семинар для учителей ОШ "Университетская"

Преподаватель кафедры психологии Наиля Исмаилова провела семинар для учителей о нейропсихологии.

К профессионально важному качеству педагога следует отнести умение организовывать образовательный процесс с учетом основных психофизиологических особенностей учащихся. От того, насколько учтены специфические проявления названных особенностей, зависит эффективность обучения.

На семинаре «Лучшее место за партой или что нужно знать учителю о нейропсихологии» внимание было уделено вопросу правильного и оптимального размещения детей в классе. За основу к определению лучшего места обучающегося за партой был принят психофизиологический подход о доминирующем полушарии головного мозга.

Каждое полушарие по-разному обрабатывают информацию, поступающую из внешнего мира. Левое отвечает за аналитическое мышление; люди с доминирующим левым полушарием, как правило, рациональны, расчетливы и, что называется, не поддаются власти эмоций. Левое полушарие – база абстрактного мышления – ищет и находит в этом мире гармонию причин и следствий.

Правополушарные обладают образным мышлением, им свойственно не аналитическое целостное восприятие мира. Правое полушарие – база образного мышления – охватывает мир явлений во всем его богатстве и разнообразии.

Учителям были предложены неинструментальные психодиагностические пробы определения ведущего полушария, которые могут применять в своей работе педагоги, в том числе и не имеющие специальной психологической подготовки. К таким пробам относятся «положение рук в позе Наполеона», «переплетение пальцев в замок», «проба Розенбаха» и другие.

Рассуждая над вопросом учета особенностей функциональной специализации полушарий головного мозга, участники семинара пришли к выводу, что если в процессе обучения учитывать индивидуальные психофизиологические особенности обучающихся, то их потенциальные возможности будут реализовываться наиболее полно. Тогда как игнорирование специфики проявления у обучающихся может привести к негативным последствиям, как в дидактическом контексте, так и в контексте здоровьесбережения школьников.

Наиля Исмаилова привела некоторые рекомендации по психолого-педагогической помощи педагогам при осуществлении образовательного процесса, в частности при подаче информации на уроках, при размещении обучающихся в учебной аудитории, при проверке результатов усвоения знаний.

Источник информации: Наиля Исмаилова, старший преподаватель кафедры психологии Елабужского института КФУ