13 ноября 2023
Научно-исследовательская лаборатория "Комплексное сопровождение детей с РАС" и Детский сад КФУ "Мы вместе" на Фестивале "PROнаука"

10 ноября 2023 года во 2 здании Казанского федерального университета прошел ХVII фестиваль «PROнаука». Участниками являлись ученики школ Казани,  их родители, педагоги и студенты. На фестивале сотрудники из научно-исследовательской лаборатории «Комплексное сопровождение детей с РАС» и Детского сада КФУ «Мы вместе» представили гостям фестиваля  уникальный проект «Университет родительства».
Сотрудниками были проведены несколько консультаций для детей и родителей, мини-тренинги (9 шагов. Тренинг родительских навыков), игры на нейропсихологическую стимуляцию.В процессе консультаций с родителями сотрудники старались как можно подробнее отвечать на их вопросы, на какие моменты следует обращать внимание в поведении, воспитании и обучении детей, а в особенности детей с РАС, как следует себя вести и куда обращаться за ответами на возникающие вопросы.
Васина Вероника Викторовна, научный сотрудник НИЛ «Комплексное сопровождение детей с РАС», отмечает: «Запросы у родителей о консультациях, месте поиска новой информации для успешного воспитания и обучения детей с РАС возросли. Мы как специалисты, работающие в этой области, принимаем активное участие в разработке научных проектов, методик, пособий, актуальных для современного времени. И это повышает эффективность коррекционной работы как со стороны специалистов, работающих с детьми с аутизмом, так и со стороны родителей, которые становятся компетентными в этом вопросе».
Идея провести «Университет родительства» в виде консультационного пункта была поддержана заведующей научно-исследовательской лаборатории «Комплексное сопровождение детей с РАС» Нигматуллиной Ириной Александровной, которая подчеркнула важность применения в работе с родителями и студентами активных методов в формате живого диалога. Васина Вероника Викторовна как научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории и доцент кафедры психологии и педагогики специального образования ИПиО представила учебно-методическое пособие «Аутизм: что делать?» (авторы: Васина В.В., Минуллина А.Ф.).В пособии представлены технологии работы с детьми с расстройствами аутистического спектра, в том числе по развитию  прогностических способностей. Данное пособие рекомендуется для практической помощи лицам, развивающим, обучающим и воспитывающим детей с РАС: родителям, дефектологам, логопедам, психологам, студентам психологических и педагогических специальностей, всем тем, чья деятельность связана с обеспечением психического и психосоматического здоровья, психологической и социальной адаптации детей в системе инклюзивного образования. Учебно-методическое пособие составлено в рамках федеральной инновационной площадки «Прогностическая способность дошкольников срасстройством аутистического спектра как ресурс социализации: модель детекции».
Методическое пособие «РАСтим играя» для родителей детей с расстройством аутистического спектра было разработано сотрудниками НИЛ «Комплексного сопровождения детей с РАС» при участии студентов кафедры психологии и педагогики специального образования Зиганшиной Камиллы и Ахмедовой Камиллы. В пособии представлены игры по 7 категориям: подражание, общая моторика, развитие координации глаз и рук, тонкая моторика, познавательная деятельность, самообслуживание, социальные отношения. Данный материал поможет укрепить связь между ребенком и родителем, подготовит ребенка к совместным играм со сверстниками. Помимо пособия «РАСтим играя» предоставлены ещё 7 пособий для помощи родителям данной группы детей. Лукьянова Ольга Викторовна, Исмаилова Эльвира Фаритовна, сотрудники Детского сада КФУ «МЫ ВМЕСТЕ» представили пособие «ВыРАСтайка».
Во время проведения фестиваля подходило большое количество заинтересованных родителей и детей, атмосфера была оживленной. Также «PROнаука» стала площадкой, на которой произошло много интересных встреч: с коллегами, с новыми партнёрами, будущими соратниками, студентами, магистрантам, абитуриентами.

Источник информации: Нигматуллина И.А., Васина В.В., Гаращенко В.В., Камалова Л.А.