09 ноября 2023
Доцент Института психологии и образования – участник Всероссийских педагогических чтений "Моя страна - моя Россия"

8-10 ноября 2023 года в Москве проходят Всероссийские педагогические чтения «Моя страна-моя Россия». Идея Всероссийских педагогических чтений заключается в создании возможности для осмысления и обсуждения вызовов и тенденций современного образования, методики технологий социально-педагогической деятельности, лучших педагогических практик, ответов на краеугольные вопросы педагогической общественности.

С 8 по 10 ноября в Москве организована насыщенная программа на ключевых образовательных площадках страны. Авторы представят свои уникальные методики на площадке Российской академии образования перед экспертами индустрии.

Педагоги-новаторы, молодые ученые, преподаватели и другие представители научного и образовательного сообществ из 69 регионов России представят свои авторские практики в столице!
9 ноября 2023 года в Российской Академии образования организованы круглые столы для выступления педагогов-новаторов России по обмену опытом реализации авторских воспитательных практик. На заседании круглого стола в РАО выступила кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования Института психологии и образования Казанского федерального университета, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук России Камалова Лера Ахтямовна. В докладе «Система наставничества в детском театре КФУ «Радуга» ею раскрыты механизмы создания системы наставничества в детском театре, идея модели наставничества и содержание каждого из четырех модулей наставнической деятельности. Модель наставничества создана Камаловой Л.А. 7 лет назад, когда был открыт на базе Института психологии и образования КФУ  детский театр «Радуга».

В детском театре КФУ «Радуга» создана уникальная модель наставничества, состоящая из нескольких модулей: педагог - студенты - наставники - дети  - родители.  Все блоки взаимосвязаны между собой в плане формы и содержания. Каждый из модулей ориентирован на высокий конечный результат – воспитание и развитие детей младшего школьного возраста, развитие основ актерского мастерства, развитие творческих способностей юных актеров, воспитание патриота и гражданина России.

Уникальность инновационной практики заключается в следующем:

Наставники учатся осваивать новые знания под руководством режиссера детского театра, его руководителя, педагога с большим стажем педагогической деятельности. Дети – юные актеры театра – обучаются сценической речи, сценическому движению, сценической памяти и вниманию на занятиях общеразвивающего характера под руководством опытного педагога, преподавателя Института психологии и образования КФУ, учатся быть актерами. Постепенно дети овладевают теоретическими понятиями театральной деятельности, усваивают практические навыки работы на сцене, учатся выразительному чтению произведений, основам актерского мастерства. Родители юных актеров – ближайшие соратники и единомышленники в работе над спектаклями, подготовке декораций,  костюмов, сценической атрибутики. Педагог напрямую работает со студентами - наставниками, обучает их приемам педагогической деятельности в детском театре, раскрывает особенности обучения юных актеров сценической речи, сценическому движению, умению перевоплощаться в роли. Педагог - руководитель детского театра обучает, развивает и воспитывает  детей- юных актеров и студентов - наставников. Педагог связан с родителями детей - актеров. Эта связь нацелена на установление дружеских отношений, создание атмосферы доверия и поддержки, понимания и сотрудничества. Родители помогают в создании декораций, сценической бутафории, изготовлении сценических костюмов.

В процессе театральной деятельности происходят качественные изменения в следующем:

•профессиональное становление и развитие  студентов;

•формирование профессиональных компетенций будущих педагогов начальной школы;

•творческое и актерское развитие  младших школьников;

•воспитание личностной, социальной и семейной культуры детей;

•воспитание основ российской гражданской идентичности.

Организация индивидуального наставничества, психолого-педагогического сопровождения ребенка-актера, использование интерактивных игр и технологий,  сюжетно-ролевых игр,  использование  приемов инсценирования, драматизации, театрализации, импровизации влияет на развитие творческих и актерских способностей детей, на профессиональное становление студентов-наставников.

Студенты - наставники изучают в детском театре:

•возрастные и психологические особенности младших школьников;

•основы теории и методики воспитания детей младшего школьного возраста;

•теорию и практику развития речи младших школьников, основы ораторского мастерства;

•технологии и практики театрализованной и педагогической  деятельности.

Детский театр для студентов – это большая педагогическая  инновационная площадка, школа новых технологий для воспитания и развития младших школьников.

Наставничество в модели наставничества «преподаватель –студент –учащийся -родители» предполагает реализацию учителем новых педагогических функций (ролей):

• учитель как педагог-профессионал;

•учитель как собеседник;

•учитель как психолог;

•учитель как модератор;

•учитель как воспитатель;

•учитель как исследователь;

•учитель как организатор;

•учитель как эксперт.

В ходе совместной театральной деятельности произошли качественные изменения в детско-родительских отношениях:

• родители поняли воспитательный потенциал театральной культуры, детского театра;

• приобрели вместе с детьми опыт совместных переживаний, получили бесценный опыт совместной духовной жизни со своими детьми;

• постепенно произошло осознание своего места в семейно-родовых и общественных системах;

 • изменился характер поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми (от авторитарного – к демократическому);

•открылись  новые возможности для совместного творчества детей и родителей, прародителей;

• родители стали принимать активную роль в постановке детских спектаклей.

Опыт наставнической деятельности, развития творческих и актерских способностей детей и воспитание патриотизма и гражданственности в детском театре КФУ «Радуга» неоднократно обобщался на Всероссийских методологических семинарах,  Всероссийских научно-практических конференциях, Международных научных конференциях, на  Международном Форуме по педагогическому образованию КФУ (ИФТЕ-2018,2019,2020,2021,2022,2023).

Руководителем детского театра КФУ «Радуга» Камаловой Л.А. опубликованы статьи по системе наставничества в   научных журналах международной базы данных Sсopus, в научных  статьях РИНЦ,  в статьях и заметках на сайте Казанского федерального университета. Института психологии и образования.

 

 

Источник информации: Камалова Лера Ахтямовна