8-10 ноября 2023 года в Москве проходят Всероссийские педагогические чтения «Моя страна-моя Россия». Идея Всероссийских педагогических чтений заключается в создании возможности для осмысления и обсуждения вызовов и тенденций современного образования, методики технологий социально-педагогической деятельности, лучших педагогических практик, ответов на краеугольные вопросы педагогической общественности.
С 8 по 10 ноября в Москве организована насыщенная программа на ключевых образовательных площадках страны. Авторы представят свои уникальные методики на площадке Российской академии образования перед экспертами индустрии.
Педагоги-новаторы, молодые ученые, преподаватели и другие представители научного и образовательного сообществ из 69 регионов России представят свои авторские практики в столице!
9 ноября 2023 года в Российской Академии образования организованы круглые столы для выступления педагогов-новаторов России по обмену опытом реализации авторских воспитательных практик. На заседании круглого стола в РАО выступила кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования Института психологии и образования Казанского федерального университета, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук России Камалова Лера Ахтямовна. В докладе «Система наставничества в детском театре КФУ «Радуга» ею раскрыты механизмы создания системы наставничества в детском театре, идея модели наставничества и содержание каждого из четырех модулей наставнической деятельности. Модель наставничества создана Камаловой Л.А. 7 лет назад, когда был открыт на базе Института психологии и образования КФУ детский театр «Радуга».
В детском театре КФУ «Радуга» создана уникальная модель наставничества, состоящая из нескольких модулей: педагог - студенты - наставники - дети - родители. Все блоки взаимосвязаны между собой в плане формы и содержания. Каждый из модулей ориентирован на высокий конечный результат – воспитание и развитие детей младшего школьного возраста, развитие основ актерского мастерства, развитие творческих способностей юных актеров, воспитание патриота и гражданина России.
Уникальность инновационной практики заключается в следующем:
Наставники учатся осваивать новые знания под руководством режиссера детского театра, его руководителя, педагога с большим стажем педагогической деятельности. Дети – юные актеры театра – обучаются сценической речи, сценическому движению, сценической памяти и вниманию на занятиях общеразвивающего характера под руководством опытного педагога, преподавателя Института психологии и образования КФУ, учатся быть актерами. Постепенно дети овладевают теоретическими понятиями театральной деятельности, усваивают практические навыки работы на сцене, учатся выразительному чтению произведений, основам актерского мастерства. Родители юных актеров – ближайшие соратники и единомышленники в работе над спектаклями, подготовке декораций, костюмов, сценической атрибутики. Педагог напрямую работает со студентами - наставниками, обучает их приемам педагогической деятельности в детском театре, раскрывает особенности обучения юных актеров сценической речи, сценическому движению, умению перевоплощаться в роли. Педагог - руководитель детского театра обучает, развивает и воспитывает детей- юных актеров и студентов - наставников. Педагог связан с родителями детей - актеров. Эта связь нацелена на установление дружеских отношений, создание атмосферы доверия и поддержки, понимания и сотрудничества. Родители помогают в создании декораций, сценической бутафории, изготовлении сценических костюмов.
В процессе театральной деятельности происходят качественные изменения в следующем:
•профессиональное становление и развитие студентов;
•формирование профессиональных компетенций будущих педагогов начальной школы;
•творческое и актерское развитие младших школьников;
•воспитание личностной, социальной и семейной культуры детей;
•воспитание основ российской гражданской идентичности.
Организация индивидуального наставничества, психолого-педагогического сопровождения ребенка-актера, использование интерактивных игр и технологий, сюжетно-ролевых игр, использование приемов инсценирования, драматизации, театрализации, импровизации влияет на развитие творческих и актерских способностей детей, на профессиональное становление студентов-наставников.
Студенты - наставники изучают в детском театре:
•возрастные и психологические особенности младших школьников;
•основы теории и методики воспитания детей младшего школьного возраста;
•теорию и практику развития речи младших школьников, основы ораторского мастерства;
•технологии и практики театрализованной и педагогической деятельности.
Детский театр для студентов – это большая педагогическая инновационная площадка, школа новых технологий для воспитания и развития младших школьников.
Наставничество в модели наставничества «преподаватель –студент –учащийся -родители» предполагает реализацию учителем новых педагогических функций (ролей):
• учитель как педагог-профессионал;
•учитель как собеседник;
•учитель как психолог;
•учитель как модератор;
•учитель как воспитатель;
•учитель как исследователь;
•учитель как организатор;
•учитель как эксперт.
В ходе совместной театральной деятельности произошли качественные изменения в детско-родительских отношениях:
• родители поняли воспитательный потенциал театральной культуры, детского театра;
• приобрели вместе с детьми опыт совместных переживаний, получили бесценный опыт совместной духовной жизни со своими детьми;
• постепенно произошло осознание своего места в семейно-родовых и общественных системах;
• изменился характер поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми (от авторитарного – к демократическому);
•открылись новые возможности для совместного творчества детей и родителей, прародителей;
• родители стали принимать активную роль в постановке детских спектаклей.
Опыт наставнической деятельности, развития творческих и актерских способностей детей и воспитание патриотизма и гражданственности в детском театре КФУ «Радуга» неоднократно обобщался на Всероссийских методологических семинарах, Всероссийских научно-практических конференциях, Международных научных конференциях, на Международном Форуме по педагогическому образованию КФУ (ИФТЕ-2018,2019,2020,2021,2022,2023).
Руководителем детского театра КФУ «Радуга» Камаловой Л.А. опубликованы статьи по системе наставничества в научных журналах международной базы данных Sсopus, в научных статьях РИНЦ, в статьях и заметках на сайте Казанского федерального университета. Института психологии и образования.