01 ноября 2023
Студентка Института психологии и образования Казанского федерального университета выступила на Всероссийской конференции в РГПУ им. А.И. Герцена

На Всероссийской научно-практической конференции, посвященной формированию  гражданской идентичности учащихся начальных классов России, которая состоялась 30-31 октября  в  Российском государственном педагогическом университете  им. А.И. Герцена, выступила с докладом студентка 2 курса Института психологии и образования КФУ Таирова Александра Анатольевна.
Таирова Александра выступила  31 октября  на секции «Презентации лучших студенческих проектов в области формирования гражданской идентичности учащихся начальной школы» с докладом «Особенности подготовки младших школьников к спектаклям в детском театре КФУ «Радуга».
Задачи обучения и воспитания в детском театре КФУ «Радуга» соответствуют возрасту младших школьников и уровню подготовки обучающихся. В детском театре «Радуга» воспитательная деятельность основывается на  принципах: учет  возрастных и психолого-физиологических особенностей детей младшего школьного возраста; учет индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста; создание ситуации успеха в театральной деятельности;  принцип добровольности;  принцип открытости и гласности; принцип творческого разнообразия; принцип приоритета нравственного  воспитания и развития детей; воспитание патриотизма и гражданственности.
Обучающие занятия в театре, подготовка  детей к спектаклям направлены на воспитание духовно-нравственных ценностей, воспитание патриотизма и российской гражданской идентичности. Содержание материала,  включенного в сценарии детских спектаклей,  его идейная направленность нацелена на воспитание  личностной, социальной, семейной культуры младших школьников.
Подготовка младших школьников к патриотическому спектаклю в детском театре КФУ Радуга начинается с лекции, которая включает в себя биографию авторов, историю создания произведений. Лекция сопровождается презентацией, где для детей изображены фотографии, видео фрагменты. Просмотр произведений посвященных Великой Отечественной войне, таких как  «От Москвы до Берлина» Сергей Петрович Алексеев, «100 рассказов о войне» Сергей Петрович Алексеев, «Сын полка» Валентин Петрович Катаев, фрагменты из произведения «Брестская крепость» Сергей Сергеевич Смирнов, фрагменты из произведения «Молодая гвардия» Александр Александрович Фадеев. Второй этап – чтение произведения с детьми вслух. Третий этап – анализ произведения. Четвертый этап – анализ образа литературных героев. Пятый этап – распределение ролей в спектакле. Шестой этап – создание спектакля. Седьмой этап – создание костюмов, реквизитов, декораций, афиш, театральных программ, презентацию к спектаклю. Музыкальное оформление, разучиваем песни и танцы. Восьмой этап – репетиция отдельных сцен спектакля. Индивидуальная работа с каждым ребёнком. Развитие у детей навыков сценической речи и движений. В начале каждой репетиции проведение упражнения на артикуляцию, упражнения на актёрское мастерство и упражнения на внимание. Девятый этап – репетиция всего спектакля. Десятый этап – генеральная репетиция. Одиннадцатый этап – премьера спектакля.
Во время работы над спектаклями дети учатся анализировать действия персонажей, высказывать свои мысли, фантазировать, свободно мыслить и говорить, сочинять, что развивает логику, красноречие, формирует речевые и актерские навыки, воспитывает личность. Детский театр «Радуга» показал зрителям множество интереснейших спектаклей, ярких представлений, театрализаций, в которых каждый юный артист нашел свою роль, обрел свое «Я», прошел путь от неопытного и неуверенного в себе ребенка до настоящего актера.
Совсем не знакомые ранее с театральным искусством дети постепенно стали разбираться в основах декламации, ораторского мастерства, сценической речи, сценического движения. Изучая литературные произведения разных жанров и художественных направлений, вживаясь в роль, понимая образ театрального героя, дети научились видеть и понимать прекрасное, тонко чувствовать и переживать, понимать друг друга, взаимодействовать друг с другом в детском коллективе, стали  писать свои собственные произведения и сценарии. Изменилось их отношение к Родине, Отечеству, нравственным ценностям. Оригинальность практического опыта достигается  через  использование различных технологий: театральной деятельности детей; игровой деятельности на занятиях и переменах; обучения (лекций и практических заданий); обобщение опыта инновационной практики.
Патриотическое воспитание и воспитание российской гражданской идентичности осуществляется  в детском театре «Радуга» через:  подбор произведений  детской литературы для постановки спектаклей; использование разных видов учебных занятий по подготовке юного актера; формирование нравственных ценностей детей младшего школьного возраста; формирование нравственного идеала младших школьников; изучение истории России, основных этапов исторического развития страны, истории Великой Отечественной войны; изучение истории Казанского университета; изучение истории семей младших школьников-актеров детского театра; изучение истории театра и театров города Казани; изучение истории  Республики Татарстан.
Детский театр Казанского федерального университета «Радуга»  за 6 лет огромной напряженной работы  показал зрителям самые разные спектакли, направленные на формирование российской гражданской идентичности:
Спектакль по материалам русского, татарского, английского фольклора «Наша веселая ярмарка»; Спектакли по русским народным сказкам «Царевна-лягушка», «Репка», «Репка на новый лад»; Спектакль по детским произведениям Л.Н.Толстого «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства»; Спектакль о героях Великой Отечественной войны «Мы - патриоты своего Отечества», посвященный 215-летию Казанского университета;  Спектакль о преподавателях Казанского университета, участниках Великой Отечественной войны «Виват, КФУ!», посвященный 215-летию Казанского университета; Спектакль об истории научных открытий и выдающихся ученых Казанского университета «Россия мне раскрылась в тебе, Казанский университет», посвященный 215-летию Казанского университета; Спектакль «Юные герои Великой Отечественной войны», посвященный Дню Победы; Спектакли по произведениям  классиков детской литературы: С.Я.Маршак «Кошкин дом», А.Н. Толстой «Приключения Буратино», В.И. Катаева  «Цветик-семицветик», Г.Х. Андерсена «Снежная королева»; Спектакль «Путешествие в XXX век»; Спектакль «Путешествие в цифровую начальную школу  XXX  века»; Спектакль «Юные герои Великой Отечественной войны».
 

Источник информации: Камалова Л.А, Таирова А.А.