27 октября 2023
Цифровые практики в лингвистике и образовании

25 октября 2023 г. на платформе BigBlueButton Гуманитарного института СКФУ (Северо-Кавказского федерального университета) в дистанционном формате прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы цифровой лингвистики и лингводидактики». Мероприятие проводилось в рамках научной деятельности Консорциума федеральных университетов «Цифровые практики в лингвистике и образовании», и именно поэтому среди участников были руководители и преподаватели лингвистических институтов, школ и кафедр всех федеральных университетов России. Главной целью конференции стало обсуждение актуальных теоретических и практических проблем лингвистических исследований и лингводидактики в контексте информатизации и цифровизации высшего образования. Тематика докладов была разнообразной и включала выступления по ключевым вопросам языковой политики вузов; по когнитивной, корпусной и цифровой лингвистике; по практике и методологии перевода; по литературоведению и языкознанию; по тенденциям и практике внедрения лингводидактического потенциала веб-инструменария линейки EduTech в процесс обучения иностранным языкам в вузе и др. Выступления сопровождались активным обсуждением со стороны слушателей, как в голосовом режиме, так и посредством чата. Большой интерес и дискуссию, в частности, вызвал доклад Апросимова Н.А., разработчика роботизированного голосового русско-эвенкийского переводчика, поднявшего острую проблему взаимодействия языков и культур в современном мире, сложности сохранения национальных культур и языков малочисленных народов Севера и возможности преодоления этих трудностей.

Казанский федеральный университет на конференции представляли преподаватели ВШИЯиП ИМО: декан ВШИЯиП Д.Р. Сабирова, зав. кафедрой теории и практики перевода С.С. Тахтарова, доцент кафедры теории и практики перевода А.Н. Ибрагимова, И.И. Абдулганеева, ст. преподаватель кафедры европейских языков и культур Т.В. Морозова, аспирант Г.М. Барамыкова. С докладом выступили: зав. кафедрой иностранных языков, к.п.н. Кондратьева И.Г. и д.п.н., профессор Айнутдинова И.Н. Ими был представлен и описан авторский алгоритм формирования, расширения, активизации и закрепления лексических навыков в вузе. На примере Глоссария лексического минимума для студентов и магистрантов КФУ участникам конференции был продемонстрирован механизм внедрения алгоритма в учебный процесс и процедура его реализации при обучении иностранным языкам, направленная на оптимизацию рутинных учебных действий и улучшение восприятия и обработки учебной информации студентами и магистрантами КФУ. Доклад сопровождался мультимедийной презентацией с выходом в сеть Интернет и демонстрацией различных веб-ресурсов и приложений линейки EduTech. Следует отметить, что выступление коллег получило положительную оценку участников конференции, так как представленные технологичные цифровые решения отличали новизна и новаторство. Применение алгоритма на каждом этапе, среди прочего, предполагает активное использование разнообразных инструментов и программ на базе искусственного интеллекта (AI), основные инструменты были публично предложены для ознакомления. При этом для лучшего понимания текстов и лексики рекомендовано пользоваться ресурсами только с открытым и бесплатным доступом. Интернет, таким образом, становится доступной средой для обучения, взаимодействия и общения. 

В целом, конференция прошла успешно; организаторы создали дружественную атмосферу конструктивного академического полилога, что позволило участникам не только делиться своим видением развития лингвистики и лингводидактики на современном этапе, но и общаться с коллегами по волнующим их вопросам в синхронном режиме. По итогам конференции участниками единогласно было принято решение продолжить взаимодействие представителей федеральных вузов в области изучения актуальных вопросов и перспектив развития цифровой лингвистики и лингводидактики. Также было предложено создать единый реестр цифровых инструментов линейки EduTech для вузов, в том числе на базе AI для реализации и популяризации концепции успешной языковой подготовки в цифровой среде.

Источник информации: Кондратьева И.Г., Айнутдинова И.Н.