25 октября в Елабужском институте КФУ прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Эмоциональная регуляция как фактор укрепления психологической резильентности», организованная кафедрой психологии. Целевая аудитория конференции: педагоги и педагоги-психологи образовательных учреждений.
Пленарное заседание открыл Алексей Панфилов, заведующий отделением психологии и педагогики Елабужского института КФУ, поприветствовав педагогов и студентов. Алексей Панфилов рассказал о теме исследования вуза по резильентности в рамках программы стратегического лидерства «Приоритет 2030». Далее он продолжил свое выступление по теме «Саногенное мышление: вопросы теории и практики формирования здоровьесберегающих компетенций».
Пленарное заседание продолжила Екатерина Кудрявцева, кандидат педагогических наук, PhD, научный руководитель международных сетевых лабораторий «Инновационные технологии в сфере поликультурного образования», эксперт Федерального реестра научно-технической сферы, эксперт Агентства стратегических инициатив, доверенный эксперт НТИ, научный руководитель НОЦ ИКаРуС, г. Карлсруэ-Гюстров, ФРГ, с темой «Эмоция - триггер, мотиватор и истинная цель личности?». Она поделилась в своем выступлении о том, как можно при помощи кейсов повысить эмоциональную компетентность у обучающихся; управлять своим эмоциональным состоянием при помощи разбора кейсов, помогающих реагировать осмысленно на происходящее.
Ольга Шатунова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Елабужского института КФУ выступила с темой «Эмоциональный интеллект и школьное благополучие обучающихся». В своем докладе Ольга Васильевна акцентировала внимание на необходимость повышать уровень эмоционального интеллекта школьников, педагогам – создавать среду, где дети испытывают положительные эмоции.
Завершила пленарное заседание Наталия Цветкова, кандидат психологических наук, руководитель психологической службы ВятГУ, г. Киров, с темой «Роль психологической службы вуза в формировании психологической безопасности образовательной среды».
После пленарного заседания работа конференции продолжились в секциях, где участники смогли представить свои исследования и обсудить актуальные проблемы эмоциональной регуляции как фактор укрепления психологической резильентности.
• Секция 1. Сохранение психического здоровья как фактор укрепления психологической резильентности (Модератор: Наталья Гайфуллина, старший преподаватель кафедры психологии).
В данной секции приняли участие педагоги всех уровней образования: воспитатели детских садов, педагоги-психологи школ, дошкольных учреждений; педагоги коррекционных детских садов и школ, педагоги дополнительного образования, учителя-дефектологи. Каждый педагог-практик поделился своими наработками в области коррекции и сохранения психического здоровья ребенка как фактора укрепления психологической резильентности всех участников образовательных отношений.
• Секция 2. Эмоциональное благополучие как фактор академической успешности и психологической резильентности обучающихся (Модератор: Галия Льдокова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии).
На секции были рассмотрены факторы, влияющие на эмоциональное благополучие и личностную резильентность обучающихся («Роль педагога-психолога в реализации индивидуального образовательного маршрута» Игнатьева И.М., «Психолого-педагогические средства и методы обучения защите от физического насилия» Шарифуллина С.Р., «Роль личностной резильентности первокурсников в процессе адаптации к вузу» Талышева И.А., «Взаимосвязь психологической резильентности и успеваемости обучающихся университетской школы» Макарова О.А.). Значительная часть выступлений была связана с эмоциональной устойчивостью как составляющей психологической резильентности («Исследование эмоционального выгорания педагогов в зависимости от стажа работы», Льдокова Г.М., «Эмоциональная регуляция сельского учителя как фактор академической успешности обучающихся» Бисерова Г.К., Шагивалеева Г.Р., «Влияние эмоционального выгорания на профессиональные мотивы молодых учителей» Минахметова А.З.). Примечательно то, что вопросы резильентности находят отражение и в практико-ориентированной деятельности системы образования («Психотерапевтический альянс как фактор психологически комфортного обучения приёмных родителей» Исмаилова Н.И., «Психологически безопасная среда детского дошкольного учреждения: современные трудности» Ямбулатова Л. И., «Проблемы эмоционально-волевой регуляции у детей с нарушением письменной речи» Штерц О.М.).
Практикующие педагоги-психологи отметили не только уникальность темы конференции, связанной с проблемой резильентности, но и то, насколько решение этих проблем позволит повысить качество образования, достичь стабильности в образовательных результатах и активного включения родителей в жизнедеятельность коллектива, сформировать личностную резильентность, обеспечить психологически безопасную и комфортную среду в образовательном учреждении.