В ней приняли участие преподаватели вузов, научные работники, молодые ученые, аспиранты, соискатели, библиотекари, работники сферы культуры и просвещения, а также студенты.
В Елабужском институте прошла IV Международная научно-практическая конференция «Литературная педагогика: технологии и формы развития эмоционального интеллекта обучающихся», посвященная Году педагога и наставника и 125-летию со дня основания Елабужского института.
Конференция началась с пленарного заседания, где обсуждались вопросы современной литературной педагогики, ее воспитательного потенциала и роли в формировании духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения. Модератором выступила Елена Шастина, доктор филологических наук, профессор кафедры немецкой филологии Елабужского института КФУ.
Открыла пленарное заседание Алсу Мирзагитова, заместитель директора по научной деятельности Елабужского института КФУ: «Мы рады приветствовать вас в стенах нашего института. Проблема чтения, исследуемая в самых разных её проявлениях, является одной из самых актуальных в современном мире, поэтому не случайно, что в нашем институте, основная миссия которого видится в подготовке педагогических кадров, уже в четвертый раз проводится Международная научно-практическая конференция, на которой исследователи, педагоги, библиотекари обсуждают актуальные вопросы, связанные с повышением читательской культуры детей и молодежи.
В этом году конференция посвящена анализу опыта научного педагогического сообщества в области литературного образования и вопросам повышения его качества, а именно, развитию эмоционального интеллекта как форме эмпатии к окружающему нас миру, как способность почувствовать и понять эмоции других людей, сформировать собственную жизненную позицию».
Далее выступила Марина Костюхина, кандидат филологических наук, доцент кафедры языкового и литературного образования ребенка Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт- Петербург с докладом «Российская детская книга 2021-2023 на литературных конкурсах и в педагогических практиках».
Наталья Богатырёва, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы ХХ-ХХI вв. Института филологии Московского педагогического государственного университета, представила доклад «Воспитательный потенциал новейшей детской литературы (по произведениям из коротких списков Национальной детской премии, Международного литературного конкурса на лучшее произведение для подростков им. С.В. Михалкова, Международной детской литературной премии им. В.П. Крапивина)».
«Формирующее чтение в цифровом обществе. Проект-трек осознанного родительства «Дом Притч Старт» в Телеграм» - данное исследование представила Екатерина Кудрявцева, кандидат педагогических наук, научный руководитель международных сетевых лабораторий «Инновационные технологии в сфере поликультурного образования» и международного методсовета по многоязычию и межкультурной коммуникации НОЦ ИКаРуС, эксперт федерального реестра научно-технической сферы Российской Федерации, член экспертной сети агентства стратегических инициатив, эксперт автономной некоммерческой организации «Центр современных образовательных технологий».
Наталья Свирина, доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, научный руководитель Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга, выступила с докладом «Книги, привлекающие внимание школьников 1-6 классов и социальный заказ родителей: степень совпадений». Она представила наиболее популярные книги, вызывающие интерес у детей и их родителей.
Анатолий Разживин, кандидат филологических наук, профессор Елабужского института КФУ, рассказал о воспитательном потенциале региональных тем у классиков. Основным примером в своей работе он использовал работы Г.Р. Державина.
Конференция продолжилась работой секций, где ученые, педагоги, молодые исследователи представили свои работы и обсудили проблемы литературной педагогики.
Всего было представлено три секции: «Потенциал художественной литературы в осуществлении межкультурной коммуникации», «Роль литературной педагогики в развитии эмоционального и духовного интеллекта детей и молодежи», «Формирование читательской культуры и повышение уровня читательской грамотности обучающихся средствами литературной педагогики». Работа осуществлялась в двух форматах – очно и дистанционно.
Также были организованы открытые занятия от Марины Сергеевны Костюхиной - «Каштанка и другие (образ собаки в школьной классике)», «Мультимедийные персонажи на уроках литературного чтения (практическое занятие)». Доцент поделилась своими работами в изучении детской литературы.
«Занятия и лекции были очень полезны для нас, потому что учителям тоже необходимо брать вдохновение, и вот сейчас, на мероприятии, получили много идей для того, чтобы просвещать и просвещаться», - рассказала Снежана Грушева.
«Мне очень понравилась лекция об образе собак в русской литературе, о том, что идет ассоциация с гуманизмом, положением человека, ребенка в этом мире. Образы животных всегда даются через ребенка. Именно они помогают понять образ с самого начала, его мироощущение», - поделилась Ксения Пушкарева.