19 октября 2023
Практические занятия по методике литературного чтения

Студенты 3 курса кафедры начального образования Института психологии и образования Казанского федерального университета на практическом занятии 17 октября 2023 года изучали требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению. Студенты выступали с докладами по  методике обучения литературному чтению по индивидуальной теме, выбранной для самостоятельного изучения и презентации. Из сообщений студентов 17.1-109 и 17.1-110 групп узнали о целях и задачах обучения литературному чтению в начальной школе, методиках и технологиях формирования читательской компетентности младших школьников.
В основе ФГОС НОО лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур. Чтобы решить эти и другие важные задачи, каждому педагогу начальной школы важно понять, что необходимо изменить в своей деятельности. Литературное чтение предназначено для освоения системы научных понятий в формирующейся учебной и читательской деятельности в условиях новой социальной ситуации, связанной с расширением информационного поля. Программа по литературному чтению ориентирована на достижение целей, задач современного образования, определенных Федеральными государственными образовательными стандартами. Литературное чтение – это особый предмет школьной программы начальной ступени образования, дающий представление о многообразии литературы как явлении национальной и мировой культуры, средстве сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Этот предмет имеет огромное значение для личностного развития ребенка, поскольку формирует представление о мире, культуре, этических понятиях, добре и зле, нравственности; создает условия для успешности обучения по всем предметам; формирует потребность в систематическом чтении. Литературное чтение является фундаментом для всего последующего обучения читателя, способного самостоятельно добывать знания, обладающего основным умением – умением учиться. Этот предмет закладывает основу формирования учебной деятельности – систему учебно-познавательных мотивов, умение ставить, принимать и реализовывать учебные цели, решать учебные и учебно-практические задачи, планировать, контролировать, оценивать учебные действия, их результат.
В области литературы вузовская дисциплина "Методика обучения литературному чтению" решает задачи, связанные с  методикой формирования читательской компетентности, расширением литературного кругозора, развитием "чувства художественного слова", литературного вкуса, развития функциональной грамотности младших школьников. В докладах и презентациях студентов прозвучала мысль о том, что культурного человека, способного к саморазвитию, отличает сформированность самостоятельной читательской позиции, которая немыслима без культуры грамотного, внимательного, "тщательного" чтения, без умения четко и грамотно высказывать собственную точку зрения о прочитанном тексте, точно, полно и глубоко раскрывать художественный потенциал произведения, одним словом, "честно читать".
 

Источник информации: Лера Ахтямовна Камалова