В коллективной монографии «Play and STEM Education in the Early Years» нашими коллегами, учеными Института психологии и образования – профессором кафедры дошкольного образования В.Ф. Габдулхаковым и доцентом кафедры педагогической психологии Е.О. Шишовой – написана глава 3 «Psychology of Children’s Play, Imagination, Creativity and Playful Pedagogies in Early Childhood Education in Russia» (Психология детской игры и Stem-образования в развитии познания, эмоций, воображения и творчества в детском возрасте).
В монографию включены исследования известных ученых Великобритании, США, Германии, Австралии и др. стран. В этом году монография была проиндексирована в базе данных Scopus.
Глава в коллективной монографии (работу над которой ученые вели почти три года) посвящена вопросам, связанным с модернизацией дошкольного образования и внедрения федеральных государственных требований и стандартов в России. Вектор развития дошкольного образования совпадает с потенциалом STEАM-образования. Реализация модели STEAM-образования основана на принципах развивающего обучения, на положении Л.С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие, способствуя свободному развитию, творческой инициативе, самостоятельности, активной познавательной позиции ребенка, и приводит к активизации у детей когнитивных функций, связанных с развитием памяти, мышления, воображения, вербально-коммуникативной и познавательной деятельности. В книге доказывается, что нужны именно действия самих обучающихся, активно и увлечённо манипулирующих и экспериментирующих с современной предметно-пространственной средой через организацию проектной и экспериментально-исследовательской деятельности.
– Эта книга раскрывает модели STEAM-образования, реализуемых сегодня в России, – пояснила Евгения Олеговна. – Исследуются вопросы, связанные с подготовкой педагогических кадров, созданием пространства детской самореализации как необходимого условия развития индивидуальности и формирования личности ребенка, его успешной социализации. Образовательная среда рассматривается как условие развития личности, раскрывается проблема типологии образовательных сред и их влияния на психологические новообразования. На основе систематизации и обобщения эмпирических фактов о роли социокультурной ситуации в психическом и социальном развитии личности формулируется концептуальное положение о системности средового воздействия.