Результаты совместного исследования ученых из России и Кыргызстана опубликованы в журнале второго квартиля «Integration of Education», индексируемом в базе данных Scopus. В СНГ, в частности, на его центральноазиатской части, сегодня все чаще говорят о консолидирующей роли русского языка. Показательно в этом отношении, что 2023 год в странах Содружества объявлен Годом русского языка как языка межнационального общения.
Одним из крупных научных проектов в текущем году стало совместное российско-кыргызское исследование «Русский язык в Кыргызстане глазами студентов», проведенное доцентом Казанского федерального университета Хайрутдиновой Р.Р. и учеными Ошского государственного педагогического университета Абдулахамидовой Б.Н., Торошовым Т.К., Капаровым А.Ш.
Актуальность исследования определяется тем, что в наши дни в общественно-политических кругах ведутся споры о соотношении кыргызского и русского языков, из которого складывается реальная языковая ситуация в Кыргызской Республике. Проводятся опросы граждан, связанные с перспективами функционирования русского языка в образовании, в общественной и государственной жизни. При этом практически отсутствуют исследования по изучению мнения молодого поколения, представляющего большую часть населения страны. Целью научного проекта ученых КФУ и ОшГПУ стал анализ современного положения русского языка в Кыргызстане, определение его роли в личностно-мотивационных предпочтениях студентов вуза. Проведенный в ходе исследования опрос показал, что студенческая молодежь Кыргызстана проявляет высокую заинтересованность в знании русского языка для получения качественного образования, карьерного роста, комфортной коммуникации, доступа к современным информационным ресурсам. Вместе с тем в силу системных проблем с преподаванием русского языка в стране уровень грамотности населения снижается. На изменение статуса русского языка влияет и общественный дискурс, направленный на ограничение сфер его функционирования в стране.
Результаты исследования еще раз подтвердили, что языковая политика государства должна учитывать практические потребности молодого поколения, которое глубоко осознанно и мотивированно относится к русскому языку как надежному способу развития своего внутреннего потенциала и профессиональной конкурентоспособности. В современных условиях в Кыргызстане возникает необходимость в повышении качества преподавания русского языка, разработке эффективных практик языкового образования.
Полученные результаты расширяют представления о тенденциях и проблемах развития русского языка на постсоветском пространстве. Перспективными представляются аналогичные исследования и в других странах СНГ.