В секции "Развитие теории проблемного обучения в вузе" приняли участие докладчики из Казани, Мариуполя и Елабуги.
Выступление заведующего отделения психологии и педагогики, кандидата педагогических наук, доцента Елабужского института КФУ Алексея Панфилова было обосновано актуальность темы секции: «В основе метода проблемного обучения лежит естественная потребность человека преодоления жизненных трудностей, ценность метода заключается в связи с практикой, реальностью».
Первый докладчик, Илона Морозова, кандидат педагогических наук, заместитель директора НИИ педагогических инноваций и инклюзивного образования Казанского инновационного университета им. В. Г. Тимирясова, освещала тему "Критическое мышление в цифровом пространстве". Подчеркнув, что проявление ксенофобии (нетерпимости к незнакомому), бессознательное принятие стереотипа, зачастую навязанного - реальность. Интернет, социальные сети активно помогают в формировании негативных убеждений. Скафандром или защитой от воздействия извне в информационном хаосе, по мнению спикера, становится развитие навыков критического мышления, анализа, которые необходимо развивать у студентов.
Описав технологию развития данных умений, Илона Геннадьевна выделила важность этапа рефлексии, когда студентам предлагается подумать над вопросами о своём отношении к воспринятой информации.
Следующий спикер, Ирина Голицына, кандидат физико-математических наук, доцент КФУ, выступала с докладом "ИТ-специалист в условиях образовательной трансформации". Сегодня, в период поколения образования 4.0, для которого характерны включение в процесс обучения электронных платформ, высокая роль самообразования - на переднем краю, теми, кто первыми осваивают новые технологии, оказываются ИТ-специалисты. Спикер, на основе проведенного исследования, заметила интересную особенность. В годы пандемии, когда от системы образования было ожидаемо совершение качественного скачка - тотальной цифровизации, она произошла, причём не скачком, а плавно вошла в жизнь студентов. Быстрый переход реализовался благодаря уже сложившейся развитой технологической инфраструктуре. Любопытно то, что процент использования интернет-ресурсов в образовании за последние 3 года не изменился радикально. Это даёт основание делать выводы, что качественный скачок в цифровизации произошел ещё до пандемии.
Далее в роли спикера выступал Алексей Панфилов, кандидат педагогических наук, доцент Елабужский институт КФУ, раскрывая тему: " Метод кейсов как средство погружения в профессиональную деятельность". Он подчеркнул, что в основе метода проблемного обучения лежат 3 принципа: проблемность, активность и развитие. Он описал метод "кейсов", где кейс представляет собой описание реальной проблемной ситуации в образовательном процессе, а также способы её решения. Применение данного метода в образовательном процессе повышает заинтересованность, активность студентов и имеет практическую полезность, так как он связан с реальностью, моделирует её, погружает студента в профессиональную деятельность.
В заключении выступила Лариса Сиволап, доктор экономических наук, доцент, и.о.ректора Мариупольского государственного университета им. А.И. Куинджи. Лариса Анатольевна поделилась опытом интеграции учебного заведения и некоммерческой организации - Союза Женщин Приазовья, созданного силами активистов. Студенты и сотрудники университета были включены в процессы создания и работы клиники психологической и юридической помощи жителям Мариуполя. Также имели возможность предлагать свои идеи проектов, поддержку которых осуществляли вуз и упомянутый выше Союз Женщин Приазовья. Участие студентов в работе клиники имело потенциал укрепления общечеловеческих ценностей, формирования культуры помощи.
После выступлений, модератор секции, Алексей Николаевич пригласил гостей на следующие Махмутовские чтения и к участию в конференциях института.