С 19 по 22 сентября 2023 года в г. Владикавказ (Северная Осетия) проходил заключительный этап Всероссийского конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы» в номинации «Лучшие практики развития родной речи детей дошкольного возраста». В состав жюри была приглашена заведующая кафедрой теории и методики дошкольного и начального образования Фарида Газизова.
В республику съехались специалисты из 32 регионов страны. Впервые в этом году в конкурсе принимают участие воспитатели, обучающие детей дошкольного возраста на родном языке. Конкурсантам предстояло пройти два отборочных тура, продемонстрировав коллегам и членам жюри своё мастерство в умении организовывать воспитательное мероприятие по развитию родной речи дошкольников и умении методически грамотно донести до участников свои лучшие педагогические практики.
Приветствуя участников конкурса заместитель директора Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Анна Тимофеева подчеркнула, что здесь у каждого свои методы. Но все они направлены на достижение одной цели. Чтобы дети без труда говорили на родном языке. Этот конкурс – важное событие не только в жизни педагогов, но и в жизни самих регионов, которые они представляют. Проходя тот или иной этап, каждый из воспитателей становится на путь развития родного языка. Таким образом выполняя еще одну, глобальную задачу – сохраняют культуру и традиции народов России.
Илья Новокрещенов, исполняющий обязанности директора Федерального института родных языков народов РФ: «Один трек учительский для учителей, и там наша задача посмотреть, какие есть компетенции у наших педагогов, которые работают на родных языках и, собственно говоря, какие есть их наработки, инструменты, механизмы самые эффективные для того чтобы обучение наших ребят на родных языках было максимально для них полезным и интересным. А вот конкурс воспитательский чисто методический. Мы здесь не оцениваем личные качества наших конкурсантов. Мы видим, что они замечательные, красивые, умные, добрые люди. Но нам принципиально важны такие механизмы работы, которые можно было бы распространить по всей стране».
Как отметила председатель жюри конкурса заведующая кафедрой возрастной психологии факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ Елена Изотова: «Участие воспитателей дошкольного образования в Конкурсе стало важным нововведением, способствующим преемственности в изучении родных языков. В 25 регионах России работа с воспитанниками детских садов ведется на 43 родных языках. Общая численность таких воспитанников - более 673 тысяч».
Победителем номинации стала Айсылу Лотфуллина из Республики Татарстан. Второе место – Марина Федорова из Республики Мордовия, а третье место заняла Елена Цыбина из Донецкой Народной Республики.