25 сентября 2023
Статья ученых Института психологии и образования и Удмуртского государственного университета в журнале Scopus 1 квартиля

Результаты научных исследований зав.кафедрой общей психологии ФГБОУ ВО УдГУ, доктора психологических наук, профессора Веры Хотинец и доцента кафедры педагогической психологии ИПО КФУ, руководителя магистерской программы «Практическая психология в образовании» Евгении Шишовой опубликованы в журнале Frontiersin Psychology, издательством Frontiers Research Foundation (Switzerland).
Статья «Cultural and educational environment in the development of younger schoolchildren’s creative potential» (работу над которой ученые вели несколько лет) посвящена вопросам, в свое время поставленным Л.С. Выготским, о специфических отношениях между средой и развитием личности ребенка, его специфических качествах, о взаимодействии обучающегося с образовательной средой как источником порождения заложенных в среде качеств. В контексте решения современных проблем совершенствования функционирования педагогических систем, повышения качества образования и эффективности образовательного процесса, наиболее актуальным является выявление, оценка, обоснование педагогических условий, обеспечивающих развитие субъектов образовательного процесса.
Цель исследования заключалась в изучении креативного потенциала как специфического качества, отражающего меру психологических возможностей в творческой самореализации и саморазвитии младших школьников, процесс обучения которых осуществляется в различных условиях образовательной среды начальных школ разного типа, - пояснила Евгения Олеговна. – В результате экспертного оценивания были выделены четыре типа начальных школ с разной степенью выраженности сущностных характеристик образовательных сред: творческой, карьерной, безмятежной, догматической. По данным дисперсионного анализа выявлен креативный потенциал младших школьников в контексте вариативности образовательной среды и сопряженности параметров образовательной среды с личностными характеристиками детей.
Хотинец В.Ю. подчеркнула, что в перспективе мы намерены исследовать механизмы взаимосвязи обучения и психического развития школьников разных возрастов в контексте управляемого инициирования извне процессов самоорганизации элементов креативности в соответствии с потенциальными возможностями саморазвития сложной самоорганизующейся системы высших психических функций. На это нас сподвигли эвристические идеи Л.С. Выготского и его современных последователей.
Более подробную информацию о статье можно найти на сайте издательства Frontiers Research Foundation https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2023.1178535/ull

Источник информации: Шишова Е.О., Хотинец В.Ю., Камалова Л.А.