Лауреаты Государственной премии Республики Татарстан М.И. Махмутова примут участие в IX Международных Махмутовских чтениях
Государственная премия Республики Татарстан им. М.И.Махмутова учреждена в 2017 году в целях стимулирования научной и научно-методической деятельности педагогических работников и увековечения памяти выдающегося российского ученого-педагога и востоковеда, академика Академии наук Татарстана и Российской академии образования, заслуженного деятеля науки РФ Мирзы Махмутова. Ежегодно ей награждаются представители системы образования Республики Татарстан, внесшие значительные научно-методические и практические достижения в области дидактики, подготовку педагогических кадров и внедрение эффективных технологий в образовательный процесс. Напомним, что с 26 по 27 сентября в Елабужском институте КФУ пройдут IX Международные Махмутовские чтения «Профессиональное образование и наставничество в период образовательных трансформаций 21 века», в которых примут участие лауреаты Государственной премии Республики Татарстан им. Махмутова.
В пленарном заседании с докладом выступит Альфия Масалимова, заведующий кафедрой педагогики высшей школы Института психологии и педагогики КФУ, доктор педагогических наук, доцент, Лауреат Государственной премии РТ имени М.И.Махмутова 2022 года. Она расскажет о комплементарном наставничестве в развитии кадрового потенциала университета. Елена Скобельцына, кандидат педагогических наук, директор общеобразовательной школы-интерната «Лицей имени Н.И.Лобачевского», Лауреат Государственной премии РТ имени М.И.Махмутова 2022 года, в рамках круглого стола, расскажет о модели развития «Лицея имени Н.И. Лобачевского» в условиях трансформации системы российского образования.
Валерьян Габдулхаков, доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольного образования Института психологии и образования КФУ, Лауреат Государственной премии РТ имени М.И.Махмутова 2019 года, поделится своим опытом в сфере проблемного обучения в современной дидактике высшего образования. В этой же секции примет участие Елена Ибрагимова, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики обучения праву юридического факультета КФУ, Лауреат Государственной премии РТ имени М.И.Махмутова 2021 года, с докладом на тему: «Научно-методическое обеспечение реализации идей проблемно-развивающего обучения в системе подготовки современного учителя».
Свой доклад также представит соискатель Государственной премии РТ им. М.И Махмутова в 2019 году, доцент кафедры химического образования Химического института им. А.М.Бутлерова КФУ, учитель химии высшей квалификационной категории общеобразовательной школы-интернат «IТ-лицей», Фидалия Халикова. Она расскажет о проекте социального воспитания учащихся в современном образовательном пространстве и наставничестве.
19 сентября вышел Указ о присуждении Государственной премии Республики Татарстан им. М.И.Махмутова в 2023 году. Одним из соискателей премии стала Дания Ахметова, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный учитель Республики Татарстан, Заслуженный деятель науки Республики Татарстан, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, лауреат медали Ушинского, эксперт при Министерстве просвещения РФ по инклюзивному образованию. Дания Загриевна примет участие в работе круглого стола «Проблемноориентированная подготовка в профессиональном образовании в условиях современных вызовов».
Сегодня Дания Загриевна ответила нам на несколько вопросов.
-Мы знаем, что вы занимаетесь педагогическими инновациями, связана ли ваша научная работа, которую вы представили на соискание Государственной премии РТ им.Махмутова, с этой темой?
- Моя научная работа, выдвинутая на соискание премии М.И. Махмутова, раскрывает инновационную сущность инклюзивного образования. В ней представлены результаты исследования на тему «Инклюзивное образование как педагогическая инновация: методология, технологии».
- Как вы видите продолжение идей М.И. Махмутова в своих исследованиях? И как они связаны с темой вашего доклада на Махмутовских чтениях?
- Мирза Исмаилович Махмутов – великий дидакт, наряду с Лернером Исааком Яковлевичем, Сластениным Виталием Александровичем, Краевским Володаром Викторовичем и др. Он в своих трудах заложил основы методологии развития мышления, интеллекта, подчеркивая необходимость учёта индивидуальных возможностей и особенностей обучающегося. Эта идея лежит и в основе инклюзивного образования. Я провела сравнительный анализ методологии общего и инклюзивного образования и обнаружила, что все методологические подходы и принципы общего образования лежат в основе и инклюзивного образования, в то же время обеспечение инклюзивности, то есть включения всех обучающихся, независимо от пола, расы, возраста, физических и интеллектуальных особенностей в образовательные и социокультурные отношения, требует реализации и специфических методологических подходов и принципов. В моем исследовании имеется подробное описание как инновационной сути инклюзивного образования, так и раскрытие его методологии и технологий. В моем выступлении на Махмутовских чтениях будет раскрыта значимость владения педагогами всех уровней образования компетенциями в области инклюзивного образования как важного условия обеспечения качества подготовки профессионалов.
-Какой вклад внесло научное наследие М.И.Махмутова в становлении Вас, как ученого?
- Научное наследие М.И. Махмутова внесло в мое профессиональное становление неоценимый вклад. В процессе своего профессионального роста книги Мирзы Исмаиловича были моими настольными книгами; а при защите моей докторской диссертации мне посчастливилось: Мирза Исмаилович согласился стать моим первым оппонентом. Он, можно сказать, «взял меня за руку» и ввёл в мир большой науки. Потом до последних дней его жизни мне посчастливилось общаться с ним и с его замечательной супругой Дилярой Мансуровной, и каждая встреча оставляла в моей душе и в памяти глубокий след. Я узнала его не только как глубокого мыслителя и гения, но и как Человека с большой буквы. Моя статья, представленная на конференцию, так и называется: «М.И. Махмутов – Человек, Наставник и Гений».
В заключении был задан вопрос о педагогическом кредо профессора - «Моё педагогическое кредо: «Ни дня без новых знаний!». Я учусь, училась всю жизнь, с 5 лет до сегодняшнего дня. Мне всегда было интересно изучать людей: их сущность, мотивы поступков, выяснять причины хорошего или плохого поведения. Для того, чтобы принимать правильные педагогические решения, необходимо изучить ребенка, стремиться помогать ему стать лучше. Я в образовании уже 60-ый год (начинала работать после окончания педучилища) и не видела ни одного ребенка или студента, который не хотел бы быть лучше. Вот это главное – помочь всем, кто в твоем окружении хочет быть (стать) лучше, кому нужен дельный совет, даже тем, кто по той или иной субъективной или объективной причине запутался, «потерялся в лабиринтах жизни». А чтобы помогать людям, педагогу нужны обширные знания, поэтому я училась и учусь, осваивая компетенции не только педагога, но и психолога, дефектолога, семейного психолога и семейного психотерапевта, диагноста – и все эти компетенции нужны современным педагогам, чтобы быть успешными и соответствовать вызовам времени, запросам цифровой эпохи», - рассказала Дания Загриевна.
Ожидается очень насыщенная программа Международных Махмутовских чтений. Следите за новостями!