В Институте психологии и образования 15 сентября 2023 года состоялась встреча члена-корреспондента Российской академии образования, главного ученого секретаря Президиума РАО, вице-президента РАО Басюка Виктора Стефановича с учеными Приволжского регионального научного центра РАО в Казанском федеральном университете. На встрече присутствовали заведующие кафедрами Института психологии и образования, руководители научных лабораторий Регионального научного центра РАО.
Собрание открыл директор Института психологии и образования, доктор наук, профессор Айдар Минимансурович Калимуллин, который представил собравшимся уважаемого, напомнив, что Приволжский РНЦ РАО был торжественно открыт на базе КФУ в 2016 году при участии вице-Президента Российской академии образования Лаптева Владимира Валентиновича.
В выступлении члена-корреспондента Российской академии образования Виктора Стефановича Басюка прозвучали основные мысли об актуальных проблемах российского образования: совершенствовании методики преподавания предметов и дисциплин в области общего и высшего образования, апробации научных исследований на практике, подготовке педагогов общеобразовательных школ, преподавателей высшего образования и среднего профессионального образования, развитии непрерывного профессионального образования.
Разговор шел о самом главном в современном образовании – о развитии, воспитании, образовании детей.
- Как Вы бы определили основные векторы развития современного педагогического образования в России?
- Конечно, основным вектором всегда было и остается – это развитие, воспитание и обучение будущего поколения, подготовка педагогов для этой миссии. Несомненно, любое время требует каких-то своих особых подходов, связанных с тем, что общество активно развивается,запросы общества на развитие и образование детей тоже развиваются,и нам нужно соответствовать этим основным направлениям развития. При этом надо помнить, что мы должны это делать с опорой на наши традиционные российские ценности, чтобы ребята были не только высокоинтеллектуальными гражданами общества, но и людьми, которые ценят и любят свою культуру, особенности своего народа, особенности своей страны.
- Как Вы оцениваете научную и образовательную деятельность Института психологии и образования?
- Институт – особая структура в моем понимании для Казанского федерального университета, вообще сам по себе Казанский (Приволжский) федеральный университет – очень уникальное образовательное учреждение. Опорой этой уникальности является та история тех структурных подразделений, которые вошли в его состав.Институт психологии и образования имеет серьезные исторические корни, отличается особенностями того педагогического направления, которые Институт выбрал для себя в последние годы, научными исследованиями, новыми технологиями в области преподавания.
В этом году в Российской академии образования появился Центр совершенствования методики преподавания предметов и дисциплин общего и высшего образования. Центр, опираясь на основные исследования ученых-методистов советского периода, формирует новые подходы к методике преподавания дисциплин. В.Ф. Басюк обратился к регионам России, к ученым, к преподавателям вузов с предложением сотрудничества в развитии новых подходов преподавания дисциплин и учебных предметов в школе и вузе.
Виктор Стефанович Басюк отметил, что сейчас родители и школьники нуждаются в популяризации научных знаний. Нужны научно-популярные книги, написанные профессионалами, но понятные и доступные для понимания современных детей, школьников. В настоящее время ведущие ученые Российской академии образования работают над созданием книги оучебной неуспешности современных школьников и пособия по развитию эмоционального интеллекта детей и подростков.
Выступление директора Института психологии и образования Калимуллина Айдара Минимансуровича посвящено анализу результатов педагогического образования в Институте психологии и образования, системе научных направлений, способствующих повышению рейтинга Казанского федерального университета в мировом научном сообществе. Крупным достижением Института психологии и образования можно считать создание и успешную деятельность 4 научных лабораторий в рамках проекта Казанского федерального университета «Приоритет-2030». Академической успешности Института психологии и образования способствуют международные проекты ученых института, образовательные гранты 2023 года, в которых приняли участие известные ученые института. Создание цифровой платформы «Международное сообщество исследователей педагогического образования» в Институте психологии и образования объединило 860 ученых России и зарубежных стран, 120 вузов, что помогло разработке 73 научных проектов практико-ориентированной направленности. Деятельность детского сада Казанского федерального университета для детей с РАС «МЫ ВМЕСТЕ» позволила организовать не только медицинское, но и психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра, а также создания цифровой платформы для сбора, анализа и интериоризации данных по сопровождению детей с РАС. Детский сад «МЫ ВМЕСТЕ» – это федеральная и региональная площадка трансфера инновационных моделей и технологий образования детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Уникальная цифровая платформа «ОКО», созданная в Институте психологии и образования, способствует развитию исследований по психологии и направлена на решение практических задач в области психологии.
Огромную популярность в России и зарубежных странах имеет Международный форум по педагогическому образованию – ИФТЕ,который проводится с 2015 года в сотрудничестве с Российской академией образования. Так, IX Международный форум по педагогическому образованию ИФТЕ-2023 объединил научные интересы 16400 участников из 16 стран, 116 городов. На Форуме выступили по проблемам педагогического образования свыше 785 очных участников, из них – 62 ученых из зарубежных стран. Активное участие в Форуме приняли российские ученыеиз 89 городов Российской Федерации. Все это говорит о высоком рейтинге Института психологии и образования в разработке новых форм, методов, технологий, методик обучения и воспитания, об огромном интересе ученых к российской педагогике, к проблемам педагогического образования в России.
Директор Института психологии и образования Айдар Минимансурович Калимуллинотметил, что следующий 2024 год будет юбилейным для Международного форума по педагогическому образованию. Это X Международный форум, работу которого планируется организовать 29-31 мая 2024 года.В связи, с этим было высказано предложении о проведении специальной рабочей встречи в РАО по организации юбилейного Форума.
В заседании активное участие приняла доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики Института психологии и образования, редактор журнала «Образование и саморазвитие» Валеева Роза Алексеевна.
Журнал «Образование и саморазвитие» – англоязычный, основан академиком Андреевым Василием Ивановичем. Журнал отнесен к наукометрической базе журналов БД Скопус, 3 квартиля. Около 50% статей в журнале из ближнего и дальнего зарубежья, 255 статей составляют научные исследования из вузов России, 25% – статьи ученых казанского федерального университета. Журнал КФУ «Образование и саморазвитие» работает на престиж российской педагогической науки, на повышение авторитета научных исследований ученых Казанского федерального университета, Института психологии и образования.
Заседание Регионального научного центра РАО в Приволжском федеральном округе завершилось приглашением члена-корреспондента Российской академии образования, главного ученого секретаря Президиума РАО, вице-президента РАО Басюка Виктора Стефановича участвовать в работе X Международного форума по педагогическому образованию в мае 2024 года.
Главным результатом данного собрания стало укрепление научных связей и научное сотрудничество Российской академии образования и Регионального научного центра РАО в Приволжском федеральном округе.
После собрания мы попросили заместителя директора Института психологии и образования по научной деятельности Шеймарданова Шамиля Фатовича поделиться своими впечатлениями о проблемах, поднятых в выступлениичлена-корреспондента Российской академии образования Виктора Стефановича Басюка: «За последние два года Российская академия образования активно развивается, получила новый импульс в своем развитии. Вернулись к теме, направлению, которое связано с практической ориентированностью исследований. Ученые РАО обратились к исследованиям практико-ориентированной направленности. В этой связи большую роль приобретают региональные научные центры, такие, как наш Региональный научный центр, которые продвигают российскую науку на международном уровне. Поэтому по-новому звучит наше участие в этом общем деле, в разработке научных исследованиях РАО практико-ориентированной направленности. Мне было приятно услышать, что прикладные исследования в приоритете сейчас».