15 сентября 2023
Заседание Регионального научного центра Российской академии образования в Казанском федеральном университете

В Институте психологии и образования  15 сентября 2023 года состоялась встреча члена-корреспондента Российской академии образования, главного ученого секретаря Президиума РАО, вице-президента РАО Басюка Виктора Стефановича с учеными Приволжского регионального научного центра РАО в Казанском  федеральном университете. На встрече присутствовали заведующие кафедрами Института психологии и образования, руководители  научных лабораторий Регионального  научного центра РАО.

Собрание открыл директор Института психологии и образования, доктор наук, профессор Айдар Минимансурович Калимуллин, который представил собравшимся уважаемого, напомнив,  что Приволжский РНЦ РАО был торжественно открыт на базе КФУ в 2016 году при участии вице-Президента Российской академии образования Лаптева Владимира Валентиновича.

В выступлении члена-корреспондента Российской академии образования Виктора Стефановича Басюка прозвучали основные мысли об актуальных проблемах российского образования: совершенствовании методики преподавания предметов и дисциплин в области общего и высшего образования, апробации научных исследований на практике, подготовке педагогов общеобразовательных школ, преподавателей высшего образования и среднего профессионального  образования, развитии непрерывного профессионального образования.

Разговор шел о самом главном в современном образовании – о развитии, воспитании, образовании детей.

- Как Вы бы определили основные векторы развития современного педагогического  образования в России?

- Конечно, основным вектором всегда было и остается это развитие, воспитание и обучение будущего поколения, подготовка педагогов для этой миссии. Несомненно,  любое время требует каких-то своих особых подходов, связанных с тем, что общество активно развивается,запросы общества на развитие и образование детей тоже развиваются,и нам нужно соответствовать этим основным направлениям развития. При этом надо помнить, что мы должны это делать с опорой на наши традиционные  российские ценности, чтобы ребята были не только высокоинтеллектуальными гражданами общества, но и  людьми,  которые ценят и любят свою культуру, особенности своего народа, особенности своей страны.

- Как Вы оцениваете научную и образовательную деятельность Института психологии и образования?

- Институт особая структура в моем понимании для Казанского  федерального университета, вообще  сам по себе Казанский (Приволжский) федеральный университет очень уникальное образовательное учреждение. Опорой этой уникальности является та история тех структурных подразделений, которые вошли в его состав.Институт психологии и образования имеет серьезные исторические корни, отличается особенностями того педагогического направления, которые Институт выбрал  для себя в последние годы, научными исследованиями, новыми технологиями в области преподавания.

В этом году в Российской академии образования появился Центр совершенствования методики преподавания предметов и дисциплин  общего и высшего образования. Центр, опираясь на основные исследования ученых-методистов  советского периода, формирует  новые подходы к методике  преподавания  дисциплин. В.Ф. Басюк обратился к регионам России, к ученым, к преподавателям вузов с предложением сотрудничества в развитии новых подходов преподавания дисциплин и учебных предметов в школе и вузе.

Виктор Стефанович Басюк отметил, что  сейчас родители и школьники нуждаются в популяризации научных знаний. Нужны научно-популярные книги, написанные профессионалами, но понятные и доступные для понимания современных детей, школьников. В настоящее время ведущие ученые Российской академии образования   работают над созданием книги  оучебной неуспешности современных школьников и пособия по развитию эмоционального  интеллекта детей и подростков.

Выступление директора Института психологии и образования Калимуллина Айдара Минимансуровича посвящено  анализу результатов  педагогического образования в Институте психологии и образования, системе  научных направлений, способствующих повышению  рейтинга Казанского федерального университета в мировом научном сообществе. Крупным достижением Института психологии и образования можно считать создание и успешную деятельность 4  научных лабораторий в рамках проекта Казанского федерального университета «Приоритет-2030». Академической успешности Института психологии и образования способствуют международные проекты ученых института, образовательные гранты 2023 года, в которых приняли участие   известные ученые института. Создание цифровой платформы «Международное сообщество исследователей педагогического образования» в Институте психологии и образования объединило 860 ученых России и зарубежных стран, 120 вузов, что помогло разработке 73 научных проектов практико-ориентированной направленности. Деятельность детского сада Казанского федерального университета для детей с РАС «МЫ ВМЕСТЕ» позволила организовать не только медицинское, но и психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра, а также создания цифровой платформы для сбора, анализа и интериоризации данных по сопровождению детей с РАС. Детский сад «МЫ ВМЕСТЕ» – это федеральная и региональная площадка трансфера инновационных моделей и технологий образования детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

Уникальная цифровая  платформа «ОКО», созданная в Институте психологии и образования, способствует развитию исследований по психологии и направлена на решение практических задач в области психологии.

Огромную популярность в России и зарубежных странах имеет Международный форум по педагогическому образованию – ИФТЕ,который проводится с 2015 года в сотрудничестве с Российской академией образования. Так, IX Международный форум по педагогическому образованию ИФТЕ-2023 объединил научные интересы 16400 участников из 16 стран, 116 городов. На Форуме выступили по проблемам педагогического образования свыше 785 очных участников,  из них – 62  ученых из зарубежных стран. Активное участие в Форуме приняли российские ученыеиз 89 городов Российской Федерации. Все это говорит о высоком рейтинге Института психологии и образования в разработке новых форм, методов, технологий, методик обучения и воспитания, об огромном интересе ученых  к  российской педагогике, к  проблемам педагогического образования в России.

Директор Института психологии и образования Айдар Минимансурович Калимуллинотметил, что следующий 2024 год будет юбилейным для Международного форума по педагогическому образованию. Это X Международный форум, работу которого планируется организовать  29-31 мая 2024 года.В связи, с этим было высказано предложении о проведении специальной рабочей встречи в РАО по организации юбилейного Форума.

В заседании активное участие приняла доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики Института психологии и образования,  редактор журнала «Образование и саморазвитие» Валеева Роза Алексеевна.

Журнал «Образование и саморазвитие» – англоязычный, основан академиком  Андреевым Василием Ивановичем. Журнал отнесен к наукометрической базе журналов БД Скопус, 3 квартиля.  Около 50% статей в журнале из ближнего  и дальнего зарубежья, 255 статей составляют научные исследования из вузов России, 25% – статьи ученых казанского федерального университета. Журнал КФУ «Образование и саморазвитие» работает на  престиж российской педагогической науки, на повышение авторитета научных исследований ученых Казанского федерального университета,  Института психологии и образования.

Заседание Регионального научного центра РАО в Приволжском федеральном округе завершилось  приглашением члена-корреспондента Российской академии образования, главного ученого секретаря Президиума РАО, вице-президента РАО Басюка Виктора Стефановича участвовать в работе X Международного форума по педагогическому образованию в мае 2024 года.

Главным результатом данного собрания стало укрепление научных связей и  научное сотрудничество Российской академии образования и Регионального научного центра РАО в Приволжском федеральном округе.

После собрания мы попросили заместителя директора Института психологии и образования по научной деятельности Шеймарданова Шамиля Фатовича поделиться своими впечатлениями о проблемах, поднятых в выступлениичлена-корреспондента Российской академии образования Виктора Стефановича Басюка: «За последние два года Российская академия образования активно развивается, получила новый импульс в своем развитии. Вернулись к теме, направлению, которое связано с практической ориентированностью исследований. Ученые РАО обратились к исследованиям практико-ориентированной направленности. В этой связи большую роль приобретают региональные научные центры, такие, как наш Региональный научный центр, которые продвигают российскую науку на международном уровне. Поэтому по-новому звучит наше участие в этом общем деле, в  разработке научных исследованиях РАО практико-ориентированной направленности. Мне было приятно услышать, что прикладные исследования  в приоритете сейчас».

 

Источник информации: Лера Ахтямовна Камалова