На базе лицея №78 “Фарватер” города Казани студенты 4 курса педагогического образования Высшей школы международных отношений и мировой истории ИМО КФУ 8 сентября посетили семинар для студентов бакалавриата, магистратуры и учителей на тему: «Организация урочной и внеурочной деятельности по истории в условиях инклюзивного образования».
Лицей №78 реализует адаптированную образовательную программу для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Абдуллина Лилия Ринатовна, заместитель директора по учебной работе, и Тумакаева Зухра Наилевна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории, провели экскурсию по лицею и рассказали об особенностях организации безбарьерной среды в инклюзивном образовании на уроках истории,. Мы студенты обратили внимание на двухуровневые поручни вдоль всех стен лицея, отсутствие порогов в школе, лифты и специальную мебель. В лицее есть кабинет для лечебной физкультуры, кабинет Монтессори и оборудованные кабинеты психологов. Некоторые помещения являются тематическими, например, в кабинете истории нарисована картина, посвященная событиям Афганской войны.
Одной из важнейших частей мероприятия стала экскурсия по музейному комплексу. Её проводили школьники из кружка экскурсоводов, которые состоят в активе музея и самостоятельно составляют программу. Многие макеты являются работами учеников, при создании которых ребята погружались в изучаемую тему на уроках истории. Музей состоит из трёх экспозиций, посвященных Великой Отечественной войне, подводному флоту и локальным конфликтам второй половины XX века.
Тумакаева Зухра Наилевна на примере фрагмента видеоурока «Основы конституционного строя РФ» рассказала об особенностях работы на уроках истории с детьми, у которых диагностированы расстройства слуха, зрения, расстройства аутистического спектра, ДЦП . От инклюзивной практики был переход к универсальному дизайну, суть которого заключается в легко воспринимаемой информации, адаптации материала и учёта потребностей всех учащихся.
Студентам удалось увидеть фрагмент урока истории в пятом, кадетском, классе.
Мероприятие завершилось мастер-классом, подготовленным молодым учителем Хузиным Наилем Румиливичем, и круглым столом, организованным Хораськиной Резидой Ильгизовной, к. п. н. доцентом кафедры исторического и обществоведческого образования Высшей школы международных отношений и мировой истории ИМО КФУ. В ходе круглого стола заслушали студентов Ошева Вячеслава, Караваеву Анну, Быкову Виолетту , провели рефлексию, где студенты поделились своими впечатлениями и выводами об организации урочной и внеурочной деятельности по истории в условиях инклюзивного образования. Эта встреча показала нам , что современный учитель истории – это человек, не просто знающий историю , преданный своей работе , отчасти психолог, методолог, воспитатель, наставник и все больше друг и равный партнер, очень любящий детей .