02 сентября 2023
Ученый совет Института психологии и образования определил приоритетные задачи на 2024 год

На Ученом совете были определены цели и задачи дальнейшего развития Института психологии и образования  в рамках реализации программы «Приоритет-2030» в  Казанском федеральном университете.

На повестку  дня  заседания Ученого совета вынесены актуальные вопросы:  «О ходе реализации программы «Приоритет-2030»  в Институте психологии и образования КФУ» (А.М. Калимуллин, Ш.Ф. Шеймарданов), «О деятельности научно-образовательного подразделения  РНЦ РАО в ПФО» (А.М. Калимуллин), «Итоги приемной кампании  2023 года (А.М. Галимов), избрание  по конкурсу на должности, представление к ученому званию ППС  Института психологии и образования КФУ.

 В приветственной речи директора Института психологии и образования Айдара Минимансуровича Калимуллина, который открыл заседание Ученого совета, красной нитью прошли две основные мысли: коллектив научно-педагогических работников ИПО в 2023 году  добился высоких результатов в научной деятельности, в  повышении рейтинга ИПО среди  вузов России в области «Педагогическое образование»,  «Психология», по итогам набора абитуриентов в приемной кампании 2023 года, но в 2024 году необходимо улучшить показатели по целевым показателям аудита научной деятельности.

В докладе заместителя директора по научной деятельности Шеймарданова Ш.Ф. дан анализ  деятельности научно-исследовательских лабораторий Института психологии и образования, обозначены векторы развития эффективности  научных разработок научно-исследовательских лабораторий, определены задачи на 2023-2024 учебный год по повышению публикационной активности ученых ИПО в  научном рейтинге «Три миссии университета».

Научно-исследовательская лаборатория «Исследовательски ориентированная трансформация педагогического образования» (рук. Ш.Ф. Шеймарданов) выполнила стоящие перед ней задачи.  Высокие результаты деятельности лаборатории в 2023 году подтверждены  4 публикациями статей в БД Scopus, стопроцентыми  доходами от приносящей доход деятельности,  высоким объемом  ДПО (0,6 млн. руб).

Созданная в 2021 году цифровая платформа «Международное сообщество исследователей педагогического образования» (https://te.kpfu.ru) способствовала реализации одной из важнейших целей - повышению уровня междисциплинарности научных исследований через создание цифровой площадки для взаимодействия российских и зарубежных ученых и системы координации данной площадки.

Научно-исследовательская лаборатория «Комплексное сопровождение детей с РАС» (рук. И.А. Нигматуллина) в 2023 году доказала эффективность своей деятельности множеством разработанных программ и курсов: Разработка и апробация онлайн-курса «Методы прикладного анализа поведения в образовании», Разработка программы профессиональной переподготовки «Методы прикладного анализа поведения в образовании», Продолжение разработки цифровой платформы для сбора и анализа данных по сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра, Разработка и апробация онлайн-курса «Введение в прикладной анализ поведения», Организация и проведение курсов повышения квалификации для работников образования Республики Татарстан «Методы прикладного анализа поведения в образовании детей с ментальными нарушениями с учетом требований в ФГОС». Итогом научной деятельности лаборатории стала публикация методического пособия «Формирование социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра методом социальных историй». Доходы от приносящей доход деятельности лаборатории составили 1,4 млн. рублей.

Научно-исследовательская лаборатория «Безопасность образовательной среды»  (рук. Р.Н. Хакимзянов) в течение 2023 года разрабатывала  техническое задание  для внедрения цифровой платформы «ОКО» в психологическую деятельность образовательных организаций Республики Татарстан.  В рамках реализации цифровой платформы «ОКО» лаборатория провела комплекс мероприятий по мониторингу  безопасности образовательной среды среди обучающихся общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций Республики Татарстан и интерпретация его результатов. Ученые лаборатории разработали программы дополнительного профессионального образования «Психологическая безопасность образовательной среды». Заключены хоздоговора на сумму 0,2 млн. рублей.

Директор ИПО А.М. Калимуллин отметил большой вклад Института психологии и образования в реализацию Программы развития КФУ в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».

Публикационная активность НПР ИПОв БД Scopus и WoS   по состоянию на 22.08.2023 составляет  37 ед. в долях. Наибольшую результативность  в публикациях показали ученые кафедры педагогики высшей школы: Масалимова А.Р. (3), Калимуллин А.М. (1), Ибрагимов Г.И. (1), Галимова Э.Г. (2), Асафова Е.В. (1), Голованова И.И. (1), Сахиева Р.Г. (1), Чиркина С.Е. (1), Кирилова Г.И. (1) и кафедры педагогики: Валеева Р.А. (1,5), Муртазина Э.И. (1), Баянова А.Р. (2), Калацкая Н.Н. (0,3), Биктагирова Г.Ф. (0,5), Костюнина Н.Ю. (1), Добротворская С.Г. (1).

Грантовая поддержка  научных исследований Института психологии и образования впечатляет своими высокими показателями: «Нейросетевая психометрическая модель когнитивноповеденческих предикторов жизненной активности личности на базе социальных сетей» - 6 000 000 рублей (руководитель профессор Л.М. Попов); «Ментальная регуляция психических состояний» - 7 000 000 рублей (руководитель профессор А.О. Прохоров).

Инновационные площадки Института психологии и образования КФУ направлены на разработку  актуальных, востребованных современных образованием, практико-ориентированных проектов: это Федеральная инновационная площадка «Прогностическая способность дошкольников с РАС как ресурс социализации: модель детекции» (кафедра педагогики и психологии специального образования), а также Региональная инновационная площадка «Гражданские и социальные ценности – основа воспитания в многонациональной школе» (кафедра методологии обучения и воспитания).

Итоги консалтинга RAEX по предметным рейтингам «Три миссии 2023» свидетельствуют, что Институт психологии и образования занимает лидирующее положение в областях «Педагогическое образование» (педагогика) и «Психология»: (50% в области «Образование», 25% - «Наука»,  25% - «Общество»).

Позиция КФУ в предметных рейтингах показала высокий уровень педагогического образования, который по сравнению с 2022 годом завоевал 3 место, но  увеличил общий балл (сравните: 89,25 в 2022 году и  92,51 в 2023 году). Рейтинг предметной области «Психология» поднялся с 10 места на 9, увеличив  общий балл с 51,99 до  52,30. Данные показатели свидетельствуют о том, что абитуриенты выбирают данные профили, оценивая, прежде всего, качество образования, которое они получают, обучаясь по специальностям «Педагогическое образование» и «Психология».

Аудит научной деятельности ИПО в 2023 году среди институтов Казанского федерального университета позволяет сделать вывод, что  мы лидируем по показателю объема доходов по контрактному обучению среди ОПОП ВО на ставку НПР, по объему доходов по ДРО+ лицензионные платежи  на ставку НПР, а также  по объему фундаментальных исследований на ставку НПР.

Директор Института психологии и образования Айдар Минимансурович Калимуллин  поставил приоритетную цель  на 2024 год -  достичь высоких показателей по аудиту научной деятельности. Это касается сферы финансов - средняя заработная плата НПР (обеспеченная  приростом проектного бюджета ОСП) – не менее 120,1 тыс. руб. в год  (107 тыс. руб. в 2022 году), взаимодействия с партнерами - проведение значимых международных  конференций (не менее 3 в год) и популяризация науки (не менее 1 мероприятия в месяц) - подвижение собственных научных  разработок; внутренних процессов в ИПО - публикационная активность  в ядре РИНЦ на 1 НПР не менее 1 ед. в год  (0,7 ед. в 2022 году в Web of Science и Scopus); обучения и развития - подготовка специализированных кадров  управления исследованиями и разработками.

 Доклад «Открытие и утверждение дополнительных профессиональных программ повышение квалификации и профессиональной переподготовки на базе Центра дополнительного образования и развития квалификаций ИПиО» КФУ (замдиректора по образовательной деятельности  Галимов А.М.) подтвердил высокую востребованность в Республике Татарстан   26 разработанных Центром программ повышения квалификации и переподготовки кадров.

С итогами  приемной кампании 2023 года познакомила присутствующих ответственный за приемную компанию Института психологии и образования Н.С. Путулян. По образовательным программам бакалавриата и магистратуры по всем направлениям и профилям подготовки план выполнен. По программам баклавриата  подано заявлений – 12249, количество абитуриентов, заключивших договор - 252, количество абитуриентов, принятых на контрактную форму обучения (договор) - 231. Количество поданных заявлений по программам магистратуры – 3403, количество абитуриентов, принятых на контрактную форму обучения (договор) - 70.

На заседании Ученого совета утверждена программа «Адаптационная школа Института психологии и образования «Вместе не страшно!», разработанная Отделом по социальной и воспитательной работе Института под руководством заместителя директора Л.А. Рыбаковой. С 31 августа по 3 сентября 2023 года для первокурсников ИПО подготовлена широкая и разнообразная программа адаптации к условиям обучения в университете, знакомству с Институтом психологии и образования КФУ, с кафедрами, преподавателями, кураторами академических групп. Для студентов 1 курса разработаны квесты, тренинги, игры, мастер-классы, кураторские часы, нетворинги, экскурсии. Программа «Вместе не страшно» является уникальной, яркой, интересной, нужной, необходимой для студентов-первокурсников.

Процедура избрания    по конкурсу на должности и представления к ученому званию НПР Института психологии и образования КФУ показала тенденцию к омоложению  состава научно-педагогических работников Института психологии и образования.

Завершая заседание Ученого совета ИПО КФУ, директор А.М. Калимуллин поблагодарил за  плодотворную работу в течение 2023 года,  пожелал всем преподавателям  эффективной работы, позитивного настроения, новых научных разработок, желания и готовности приносить пользу родному Институту психологии и образования. 

Источник информации: Лера Ахтямовна Камалова