Такой вопрос прозвучал 2 июня на Втором Всероссийском профессорском собрании в Санкт-Петербурге. И поставила его перед собранием Президент Российской академии образования О. Ю. Васильева. В этом году собрание проходило как Всероссийский педагогический форум по теме «Университет в эпоху новаций».
Мониторинговые исследования Российской академии образования показали, что последняя дидактика высшей школы датируется 1971 годом. Дальше – провал … Как работают университеты без дидактики – непонятно. Современные теория обучения и теория воспитания размываются в умозрительных новациях и перестают быть доказательными.
В погоне за зарубежными рейтингами и сомнительными новациями университеты России, по словам участников Форума, стремительно теряют качество педагогического образования. Даже проводимые ими научные конференции стали оцениваться количеством участников, а не качеством выработанных и научно проверенных решений.
О. Ю. Васильева обратила внимание на то, что в защищаемых сейчас диссертациях практически исчезла нравственная тематика. Никого не волнует, какой нравственностью будет обладать будущий учитель и какую нравственность он будет воспитывать у детей.
На первом месте по числу защищенных диссертаций стоят работы, связанные с изучением иностранного языка и освоением иностранной культуры. В этой связи со стороны ВАК РФ усилилась тенденция на не утверждение защищенных диссертаций.
Большой интерес участников Форума вызвали предложенные ВАК РФ критерии доказательной педагогики, по которым в первую очередь будут оцениваться диссертации на соискание ученой степени кандидата и доктора наук.
По всей вероятности, принципы доказательной педагогики должны стать базовой основой современной дидактики высшей школы. Такие принципы – как принципы прикладной или антропологической педагогики – отрабатываются в Институте психологии и образования Казанского федерального университета.