26 апреля 2023
"Личностная и организационная резильентность как ключевые маркеры качества образования"

В рамках Плана мероприятий Елабужского института КФУ по проведению в Российской Федерации Года педагога и наставника в Елабужском институте продолжаются открытые лекции для учителей общеобразовательных организаций Елабужского муниципального района.

26 апреля состоялась открытая лекция кандидата педагогических наук, доцента Виноградова Владислава Львовича на тему «Личностная и организационная резильентность как ключевые маркеры качества образования».

В педагогических исследованиях термин «резильентный» используется с 2009 г. в международном сравнительном исследовании качества образования PISA: так «резильентными» называют школьников из семей с низкими экономическими, образовательными и культурными ресурсами, достигающих наиболее высоких результатов в тестах определения функциональной грамотности. В исследованиях отечественных учёных понятие резильентности поднимается с личностного на системный уровень и рассматривается по отношению к образовательным системам, а точнее – такому их локальному виду, как отдельные школы.

Исследовательская группа Елабужского института, занимающаяся изучением резильентности, предлагает использовать резильентность еще более широко, переводя его с индивидуально-личностного и системного уровня на уровень управления образовательными результатами. По отношению к образовательным результатам резильентность – это их устойчивость, вне зависимости от обстоятельств (контекстных, когнитивных, системных), в которых данные результаты проявляются или проверяются, и ситуативных факторов, которые на них влияют.

В ходе лекции были сделаны следующие акценты: школьная резильентность характеризует школу с позиции ее способности обеспечивать достижение обучающимися результатов, превышающих ожидаемое с учетом сложных внешних социальных факторов образовательной деятельности и сложного контингента учащихся; основными показателями, определяющими резильентность школы являются стабильность образовательных результатов школьников на протяжении минимум трех лет; личностная резильентность не всегда является основой академической успешности обучающихся.