22 апреля 2023
Ежегодная итоговая конференция студентов КФУ прошла на кафедре математики и прикладной информатики

В течение трех дней были заслушаны доклады по 7 секциям.

В работе секции «Теория и методика преподавания математики в средней и высшей школе» студенты продемонстрировали результаты научных исследований, представили актуальные вопросы преподавания математики:

Исследования затрагивают современные и актуальные вопросы, такие как математическая грамотность обучающихся, информационных технологий в урочной и внеурочной деятельности, резильентность в образовании и др.

Победителем в секции «Теория и методика преподавания математики в средней и высшей школе» стала студентка 4 курса Мингулова Алия с темой «Решение практико-ориентированных задач на уроках математики в 7-9-х классах как фактор повышения резильентности обучающихся сельских школ» (научный руководитель – доцент Ганеева А.Р.). Второе место заняла Туманова Анжелика (отделение математики и естественных наук, 5 курс) «Проектирование и преподавание дистанционного курса «Олимпиадная математика» для обучающихся в 5-7-х классах средней школы» (научный руководитель – доцент Ганеева А.Р.). Третье место заняла Муськина Ксения (отделение математики и естественных наук, 5 курс) с темой «Систематическое внедрение задач с параметрами в курс алгебры основной школы для успешной сдачи ОГЭ по математике» (научный руководитель – доцент Ганеева А.Р.).

Секция «Прикладная информатика» объединила доклады по проблемам автоматизации предприятий на основе использования технологий создания программного обеспечения.

Доклады, представленные на секции, были интересны авторским подходом к осмыслению обозначенных практико-ориентированных задач исследования и демонстрацией разработанных цифровых решений в рамках затронутой проблемы. Спикеры уверенно демонстрировали свои наработки с применением технологий веб-программирования, разработки десктопных и мобильных приложений, а также машинного зрения.

Участники отвечали на вопросы, оценивали перспективы применения представленных разработок для решения актуальных проблем – этим выгодно отличались доклады, касающиеся вопросов использования технологий искусственного интеллекта.

Традиционно в секции обсуждаются и вопросы, связанные с автоматизацией информационных процессов предприятий и организаций, поэтому студенты выпускного курса, обучающиеся по направлению “Прикладная информатика”, представили ряд интересных решений для малого бизнеса.

Победителями Секции «Прикладная информатика» стали студенты первого курса, работающие в тандеме: Виталий Иванущенко и Алмаз Миннахметов (отделение математики и естественных наук, 1 курс) с темой «Разработка цифровой платформы для организации работы ДНК им. К.А. Валеева ЕИ КФУ» (научный руководитель – старший преподаватель Эльвира Галимуллина).

Диплома второй степени была удостоена Айсылу Шарафуллина (отделение математики и естественных наук, 4 курс) с темой «Разработка системы обнаружения знаков дорожного движения» (научный руководитель – доцент Эллина Анисимова).

Третьего места был удостоен Данила Баров (колледж ЕИ КФУ, направление: «Информационные системы и программирование», 1 курс) с темой «Анализ популярных вычислительных приложений» (научный руководитель – преподаватель Ольга Овчарова).

В работе секции “Цифровое образование (II)” приняли участие магистранты и пятикурсники бакалавриата, была посвящена проблемам цифровой трансформации образовательного процесса.

В рамках секции был представлен целый ряд научных исследований различных аспектов обучения в цифровой среде современной школы, таких как технологии и методы обучения с применением цифровых инструментов для повышения результатов обучения и развития мотивации школьников к познанию; особенности проектирования учебно-методического обеспечения процесса обучения в цифровой среде и др. Стоит отметить, что большая часть докладчиков являются практикующими учителями, поэтому доклады спикеры сопровождали полезными примерами из практики своей профессионально-педагогической деятельности. По этой же причине большой интерес вызвало обоснование классификации цифровых инструментов и ресурсов педагога по разным основаниям с целью их релевантного применения.

Вопросы организации воспитательной работы в формате смешанного обучения, а также вопросы, связанные с применением искусственного интеллекта в образовании вызвали особый интерес у участников, так как являются инновационными в области цифровой трансформации образования.

Формирование цифровой грамотности у школьных учителей в условиях цифровизации, и применение STEAM-технологии для формирования проектных компетенций обучающихся поднимают актуальную проблему повышения уровня готовности школьников и педагогов к работе в условиях технологизации всех сфер деятельности современного человека.

В секции были определены победители и призеры:

Победитель – Аэлита Кудряшова (инженерно-технологическое отделение, 5 курс). Тема исследования «Обучение цифровым инструментам и ресурсам студентов-бакалавров педагогического образования» (научные руководители – доцент Татьяна Анисимова и старший преподаватель Елена Любимова).

Второе место – Сергей Бочкарёв (отделение математики и естественных наук, магистр, 2 г.о.). Тема исследования «Особенности использования цифровых образовательных ресурсов в процессе изучения математики учащимися основной школы в соответствии с обновленными требованиями ФГОС ООО» (Научный руководитель – доцент Файруза Сабирова).

Третье место присуждено Комиле Кушбаевой (отделение математики и естественных наук, магистр, 2 г.о.). Тема исследования «Использование цифровых технологий педагогами ОШ «Университетская» во внеурочной воспитательной работе» (научный руководитель – доцент Любовь Краснова).

Работа секции прошла в духе живого обмена мнениями, интересных и порой очень острых дискуссий. От спикеров и участников поступило много полезных комментариев, заинтересованных вопросов и конструктивных предложений.

Активными участниками Секции «Цифровое образование (I)» в основном стали студенты второго курса направлений подготовки «Педагогическое образование» и «Прикладная информатика», а также магистры первого года обучения. Докладчики поделились своими практическими наработками в области применения цифровых ресурсов и инструментов при обучении математике, разработки электронных курсов, апробированные в рамках учебного процесса ОШ «Университетская» Елабужского института, рассказали об опыте обучения программированию на языке Python в условиях цифровой среды Лицея Академия Яндекс, а также раскрыли секреты разработки цифрового ресурса современного музейного пространств на примере литературного музея М.И. Цветаевой и электронной системы самоконтроля обучающихся Камского государственного автомеханического техникума им. Л. Б. Васильева города Набережные Челны. Руководители секции и жюри отметили особую значимость рассмотренных проблем и вопросов как на методическом, так и на прикладном уровнях.

Докладчики во время выступления держались очень уверенно и достойно отвечали на вопросы слушателей, которые принимали активное участие в обсуждениях. Все доклады были подготовлены на высоком уровне и сопровождались качественными презентационными материалами и демонстрацией разработанных программных продуктов и ресурсов. Основным пожеланием руководителей секции участникам стало «не останавливаться на достигнутом и принимать активное участие в конференциях, конкурсах и стартап!»

По итогам работы секций были определены лучшие доклады, которые оценивались по актуальности выбранной темы, полноты изучения, по степени владения материалом, наличия программного продукта или ресурса, а также по ответам на дополнительные вопросы. По результатам работы данной секции призовые места распределились следующим образом:

Победителями секции стали студенты 2 курса отделения математики и естественных наук Фаттахов Салават, Хурмаева Рузалия и Боровиков Егор с темой «О результатах обучения математике учащихся 5-х классов средствами электронных курсов» (научный руководитель – старший преподаватель Э.З. Галимуллина).

Диплома второй степени была удостоена Кукушкина Анастасия, студентка 2 курса отделения математики и естественных наук с темой «Использование программной среды Geogebra в обучении математике школьников 5-9-х классов средней школы». (научный руководитель – старший преподаватель Э.З. Галимуллина)

Третье место присуждено также студентке 2 курса отделения математики и естественных наук Зиновьевой Полине с темой «Возможности платформы «Открытая школа 2035» в организации обучения школьников математике в смешанном формате». (научный руководитель – старший преподаватель Э.З. Галимуллина).

В секции «Образование в условиях открытого информационного пространства» были представлены доклады, посвящённые разработке и применению цифровых инструментов в образовательном процессе.

В рамках выступлений студенты демонстрировали разработанные ими цифровые образовательные ресурсы, отмечали их преимущества, а также перспективы применения в подготовке будущих педагогов.

Победителем секции стал Омар Амангелдиев (отделение математики и естественных наук, 5 курс) с темой «Разработка цифрового образовательного ресурса по дисциплине «Компьютерная графика и анимация» для обучения будущих учителей технологии и информатики» (научный руководитель – доцент Юлия Миронова).

Диплома второй степени была удостоена Акнур Шамурадова (отделение математики и естественных наук, 5 курс) с темой «Разработка образовательного ресурса по изучению основ искусственного интеллекта для будущих учителей информатики» (научный руководитель – доцент Эллина Анисимова).

В секции «Геометрия» были представлены доклады по разным разделам геометрии евклидовых и неевклидовых пространств и методике их изучения. Победитель: Айрат Шарифуллин (отделение математики и естественных наук, 5 курс) с докладом, посвящённым обобщённо-выпуклым множествам в гиперболической геометрии (научный руководитель - доцент Костин А.В.). Второе место присуждено Инессе Хайруллиной (отделение математики и естественных наук, 3 курс), представившей критерий перпендикулярности диагоналей четырёхугольника в сферической геометрии (научный руководитель - доцент Костин А.В.). Третье место заняла Рушания Шайдуллина (отделение математики и естественных наук, 5 курс) с докладом «Применение инверсии в ходе решения задач» (научный руководитель - доцент Костина Н.Н.).

В секции «Математический анализ» студенты представили результаты своей работы над ВКР. Победителем стал Баллыев Рамазан (отделение математики и естественных наук, 5 курс) с темой «Элементы вариационного исчисления» (научный руководитель профессор Миронов А.Н.). Второе место - Ярашова Нурбиби (отделение математики и естественных наук, 5 курс) с докладом «Элементы качественной теории обыкновенных дифференциальных уравнений» (научный руководитель профессор Миронов А.Н.), третье - Джумаев Касым (отделение математики и естественных наук, 5 курс), который представил вниманию участников секции некоторые признаки сходимости числовых рядов (научный руководитель – доцент Миронова Л.Б.).