Обсуждение прошло в рамках работы секции научно-практической конференции «Выпускники Елабужского института в современном образовательном пространстве»
Изучению исторической дисциплины в Елабуге всегда отводилось особое место, так, например, известно, в 1939 году, тогда еще учительский институт открыл набор студентов по четырем факультетам, в числе которых был и исторический. За это время менялся преподавательский состав, учебные программы, принципы обучения, однако, как показал сегодняшний день, любовь и теплые воспоминания о студенческих годах – то, что не изменится никогда.
В рамках секции «Актуальные проблемы преподавания социально-гуманитарных дисциплин. История и обществознание», которую модерировала кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедры всеобщей и отечественной истории Елабужского института Казанского федерального университета Гульнара Бурдина, действующие практики выступали с докладами и демонстрировали мастер-классы.
Первой выступила Валеева Эльмира Баязитовна, выпускник 1995 года, учитель истории и обществознания МБОУ «Гимназия № 1» Менделеевского муниципального района Республики Татарстан, с темой «Иллюстрации на уроке как средство активизации познавательного интереса». Педагог поделилась своим опытом учительства, акцентируя внимание на том, какие изображения следует подбирать, какими источниками пользоваться, а самое главное – как дети реагируют на исторически достоверные и забавные иллюстрации.
О том, как вызвать и поддерживать интерес у обучающихся к изучению истории и обществознания, рассказала выпускник 2013 года, учитель истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» Менделеевского муниципального района Республики Татарстан Олеся Миронова. Спикер представила коллегам технологии, используемые в работе: игровые («Импровизация», «Найди пару»), образовательные платформы («Google site»), интересные факты, исторические анекдоты, иллюстрации на занятиях, анализ исторического фильма, система поощрительных баллов и прочее.
Сейчас все чаще говорят о необходимости формирования функциональной грамотности у обучающихся. Однако, как ее правильно сформировать, для некоторых педагогов остается загадкой. Гузель Поздеева, выпускник 2000 года, учитель истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№ 22» (г. Набережные Челны), представила свои техники и действующие приемы, среди которых участие обучающихся в конференциях и съездах, а также совместная реализация проектов. Педагог наглядно показала, как строится работа с ребятами, а также результаты их труда.
С темой «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории» выступила выпускник 2015 года, учитель истории и обществознания ОШ «Университетская» Елабужского института (филиала) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Ульяна Чернова. Спикер обратила внимание коллег на различные Интернет-площадки, удобные в пользовании. Так, например, она порекомендовала сайты «Gramoty.ru» и «Hrono.info».
Шакирова Эндже Каримовна, выпускник 1992 года, учитель истории и обществознания МБОУ «Гимназия №2» имени Б.Урманче» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан рассказала об использовании технологии критического мышления на уроках обществознания. Педагог выделила следующие: «Понятийное колесо», «Фишбоун», прием «Шестиугольное обучение», метод углов.
В завершение встречи Регина Васильева, выпускник 2012 года, учитель истории и обществознания МБОУ «Мелекесская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, представила мастер-класс на тему «Использование приемов формирования читательской грамотности на уроках истории», в рамках которой провела обзорное занятие «Первые киевские князья» в формате пресс-конференции.
«Приехав в университет, я вспоминаю учебный процесс, археологические раскопки под руководством Альберта Нигамаева, тот опыт, который он дал, Ингу Владимировну Маслову, привившую мне любовь к истории, мы занимались с ней над курсовой работой. Чувствуется, что внешне учебное заведение изменилось, но та атмосфера все еще здесь, когда спускаешься по лестницам, когда смотришь в зеркало между первым и вторым этажами – все это живо. Конференция не только дала возможность прочувствовать это вновь, но и подарила возможность поделиться своими наработками, узнать новое от коллег», - поделилась учитель истории и обществознания Регина Васильева.