27 марта 2023
Научно-методический семинар "Проектирование и реализация инновационных технологий обучения истории и обществознанию для повышения образовательных результатов обучающихся в условиях реализации обновленного ФГОС ООО"

Семинар для учителей истории и обществознания

25 марта в стенах Елабужского института КФУ прошел научно-методический семинар для учителей истории и обществознания «Проектирование и реализация инновационных технологий обучения истории и обществознанию для повышения образовательных результатов обучающихся в условиях реализации обновленного ФГОС ООО», в котором приняли участие педагоги районов Республики Татарстан и Пермского края. Открыла семинар учитель истории, ветеран педагогического труда Фрида Касымовна Шакирова, обозначив наиважнейшую роль учителя истории в современных реалиях.

Ключевыми темами научно-методического семинара были патриотическое и духовно-нравственное воспитание, развитие функциональной грамотности, компетентностный подход, использование современных технологий и ресурсов для повышения качества образовательных результатов по истории и обществознанию.

Живой отклик у педагогов вызвали затронутые на семинаре проблемы современного образования – использование социальных сетей и месенджеров на занятиях по истории и обществознанию, трудности усвоения отдельных блоков в обществознании, сложности при подготовке к ЕГЭ, использование современных образовательных платформ для повышения эффективности образовательного процесса и т.д.

Кандидат философских наук, доцент Егор Валерьевич Громов выступил с оценкой современных мессенджеров в реализации принципов патриотического воспитания на уроках обществознания, обозначив серьезную проблему быстрого обновления информации и необходимости быстрой перестройки учителей к новым образовательным условиям.

В ходе живой беседы были затронуты вопросы формирования личностных, метапредметных и предметных результатов на уроках истории и обществознания и в организации музейной деятельности. Большую работу в этом направлении проводит Эльмира Зуфаровна Аменова, которая в своем выступлении показала роль и значимость изучения истории малой Родины средствами музейной педагогики.

Ярким и запоминающимся было выступление Людмилы Викторовны Борзиловой, преподавателя истории и общественных наук Альметьевского политехнического техникума, которая поделилась своим опытом составления и применения инфографики на занятиях по истории в системе среднего профессионального образования, продемонстрировала собственный сайт с очень полезными методическими материалами для учителей.

Учитель Добрянской средней общеобразовательной школы № 2 Пермского края Зимфира Варисовна Валиева поделилась методической разработкой с применением новой технологии - кинопедагогики. Этот опыт интересен тем, что позволяет реализовать компетентостный подход в образовании, формировать личностные качества обучающихся и учит детей взаимодействовать ради общей образовательной цели. Опыт использования данного приема вызвал большой интерес у участников семинара.

В современном образовании актуально интегрированное обучение, потому особенно интересным было выступление учителей многопрофильного лицея № 37 г. Нижнекамск Владимира Владимировича Голованова и учителя Надежды Германовны Шандренковой, которые показали реальные способы интеграции учебных предметов – истории и литературы, что в условиях открытия новой школы явилось непростой задачей. Был продемонстрирован путь создания собственной программы развития, которая успешно реализуется в данный момент.

Учитель истории и обществознания средней общеобразовательной школы № 3 г. Нурлат Венера Ранисовна Гумерова показала опыт использования онлайн-платформы Core на примере изучения права, продемонстрировала разработанный ей образовательный ресурс на основе данной платформы. Обратила внимание на то, что право в системе обществознания вызывает серьезные трудности у обучающихся и применение данного ресурса позволяет повысить эффективность усвоения материала.

Учитель Средней общеобразовательной школы № 6 г. Елабуга Ирина Викторовна Гурьева поделилась опытом использования исследовательской деятельности, в том числе проведения мини-исследований для качественной подготовки к ЕГЭ, резюмировав свое выступление мыслью о том, что простое «натаскивание» на ЕГЭ в нынешних условиях абсолютно невозможно, а нужна планомерная целенаправленная подготовка на протяжении всего курса обществоведческого и исторического образования.

Учителя инженерно-технологического лицея Маргарита Михайловна Минеева и Ольга Сергеевна Дружинина раскрыли ключевые аспекты формирования функциональной грамотности в интеграции с читательской. Педагоги провели мастер-класс, показав на примере истории и обществознания, как при помощи спектра специальных заданий достичь успеха обучающихся в этом направлении.

Молодые педагоги из полилингвального образовательного комплекса «Адымнар-Алабуга» Елизавета Магсумяновна Мухамадеева и Алина Раифовна Яруллина раскрыли свой опыт использования кейс-метода при изучении сложной для восприятия обучающимися теории избирательного права для формирования общей правовой культуры обучающихся.

Еще одним важным направлением развития современной методики обучения истории является геймификация образовательного процесса, когда игровые приемы внедряются в учебный процесс. Данную проблему в своем выступлении раскрыла Эльвира Робертовна Саримова, преподаватель истории и общественных наук Альметьевского профессионального колледжа, которая поделилась собственным опытом применения игровых приложений «Кругозор», «Квизу» на этапах актуализации или закрепления материалов учебного занятия.

Актуальную проблему о взаимодействии школы и родителей при формировании нравственных ценностей на уроках финансовой грамотности в своем выступлении раскрыли учителя истории и обществознания средней общеобразовательной школы № 10 г. Нижнекамск Айсылу Искандаровна Фаттахова и Ирина Николаевна Обуховская. Учителя обозначили важность семьи и семейных ценностей в формировании нравственных качеств личности обучающихся и показали на материалах собственных педагогических исследований, каким образом можно объединить школу и родителей в этом процессе.

В целом, работа семинара прошла успешно, были выявлены проблемы в развитии школьного исторического и обществоведческого образования, новые направления в развитии современной методики обучения, а также был продемонстрирован инновационный педагогический опыт учителей школ и преподавателей системы среднего профессионального образования.

Источник информации: пресс-служба Елабужского института КФУ