20 марта 2023
Наука и образование – как приоритет сотрудничества России и Узбекистана

Сегодня Россия и Узбекистан активно развивают партнерские отношения и сотрудничество в сфере науки и образования, а российские вузы готовят специалистов, востребованных на рынках труда обеих стран. Известно, что только в КФУ в настоящее время по различным специальностям и направлениям подготовки обучаются более 2,5 тысяч студентов и магистрантов из Республики Узбекистан, а преподаватели КФУ совместно с узбекскими коллегами успешно проводят фундаментальные и прикладные исследования в различных областях науки и техники. Интерес к многонациональному Татарстану и его главному вузу в данной связи неслучаен. Близость этнополитического происхождения дружественных народов, общность истории, традиций и культур, сходство татарского и узбекского языков, толерантное отношение к различным нациям, религиям и др. – вкупе создают благоприятные условия для обучения и стажировки студентов и преподавателей из Узбекистана в нашей республике.  
Один из векторов международного сотрудничества КФУ с вузами Узбекистана направлен на создание эффективной конкурентоспособной инновационной образовательной среды и расширение программ академической мобильности студентов и преподавателей, что для ученых и преподавателей обеих стран открывает новые перспективы для плодотворного академического и научного взаимодействия. Обмен опытом и лучшими преподавательскими практиками помогает совершенствовать методы и технологии преподавания и обучения в современном вузе и, в целом, служит целям повышения качества высшего образования и научно-исследовательской деятельности в наших странах. В условиях глобализации, интеграции, геополитических перемен и возрастающей конкуренции в сфере науки и образования сотрудничество России и Узбекистана приобретает особую приоритетную роль.  
С 20 февраля по 24 марта Институт международных отношений КФУ, Высшая школа иностранных языков и перевода и Центр развития компетенций UNIVERSUM+ принимали в своих стенах коллег из Каракалпакского государственного университета им. Бердаха (г. Нукус, Узбекистан) в рамках дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Актуальные тенденции в обучении иностранным языкам и переводу». Программа была организована в форме краткосрочной стажировки коллег из Узбекистана – сотрудников кафедры теории и практики перевода факультета иностранных языков КГУ им. Бердаха, и включала большой набор лекционных и практических занятий, педагогических «мастерских» и круглых столов. Особое внимание уделялось вопросам развития английской филологии и лингвистики, подготовке высококвалифицированных кадров – переводчиков, методологии и технологии преподавания иностранных языков в вузе, поиску общих тем исследований и повышению публикационной активности с учетом правовых и этических аспектов. Одна из лекций цикла, посвященная вопросам повышения публикационной активности в русле следования принципам академической честности и этики в научных исследованиях, была организована кафедрой иностранных языков ИМО КФУ и успешно проведена д.п.н., профессором Айнутдиновой Ириной Наильевной. Лекция-дискуссия проводилась в тесном взаимодействии лектора и слушателей, строилась на изложении опыта научно-исследовательской деятельности ученых КФУ в рамках реализации стратегической программы «Приоритет 2030», включала сравнительно-правовой анализ защиты авторского и смежных прав в России и Узбекистане и сопровождалась мультимедийной презентацией.
В ходе дискуссии обсуждались внешние и внутренние факторы, влияющие на общество, науку и образование, и их воздействие на академическое сообщество в обеих странах. Обмен мнениями показал, что, несмотря на различные меры правового характера по укреплению авторского права и смежных прав, проводимые в последние годы в Республике Узбекистан, существуют пробелы в общем восприятии населением ответственности за их нарушение. При этом в эпоху цифровизации, информатизации и технологизации вопросы охраны прав авторов при публикации результатов научных исследований становятся крайне важными. По мнению узбекских коллег из КГУ им. Бердаха – к.п.н. доцента Мамбетовой Р.Б., к.п.н. доцента Жумамуратовой Р.А., ассистента Баймуратовой С.М. стажировка и общение с коллегами из Татарстана позволили не только изучить передовой опыт КФУ в области науки и образования, но и приобрести новые связи в академической среде, расширить профессиональные, ИКТ и исследовательские навыки, необходимые для дальнейшей оптимизации их деятельности в вузе.  

 

Источник информации: Айнутдинова И.Н.