06 марта 2023
2 марта 2023 года состоялась отчетная конференция по педагогической практике студентов 4 курса нашего института

2 марта 2023 года на педагогическом отделении Института математики и механики имени Н.И. Лобачевского под руководством доцентов кафедры теории и технологий преподавания математики и информатики Тимербаевой Н.В. и Садыковой Е.Р. состоялась отчетная конференция студентов 4 курса по итогам прошедшей педагогической практики.


Студенты в ноябре – декабре 2022 года проходили практику в восемнадцати школах города Казани. На конференции представители каждой школы показали свои творческие отчеты.

Студенты из «Лицея № 116 имени Героя Советского Союза А.С. Умеркина», проанализировав свою работу во время практики, отметили, что получили замечательный опыт по умению работать с учениками: научились правильно распределять время на уроках, что на начальных этапах удавалось с большим трудом; налаживать взаимодействие с учащимися и учительским коллективом; использовать идеи сотрудничества, осуществлять индивидуальный подход к учащимся. Успешно использовали знания, приобретенные на занятиях в университете: составляли и применяли интеллект-карты, использовали методы проблемного обучения на уроках алгебры и геометрии, активно участвовали в школьных мероприятиях, помогали организовывать и проводить «неделю Лобачевского», конкурс «Своя игра» и т.п.

Студенты из МБОУ «Гимназия №96» рассказали о различиях работы в «олимпиадном» и «простом» классах. В олимпиадных классах уроки вести легко, дети мотивированы на учебу, при этом много времени приходится уделять подготовке дополнительных материалов, занимательных задач. В простых классах сложнее заинтересовать детей, следить за дисциплиной в классе, зато подготовка к урокам занимает меньше времени.

Поделились трудностями, возникшими перед ними во время прохождения практики (как оказалось, общими для всех практикантов):

- в проектировании уроков (на начальных этапах);

- в подготовке к внеклассным мероприятиям;

- в поддержании дисциплины на уроке в отсутствие учителя или методиста.

Подводя итоги своей практики, студенты в качестве положительно приобретенного опыта отметили:

- получение целостного представления о педагогической деятельности;

- овладение современными технологиями обучения и воспитания;

- умение выслушивать советы педагогов-наставников;

- развитие собственных педагогических способностей;

- закрепление на практике теоретических знаний по методике и педагогике и т.п.

 Студенты отметили продуктивность прошедшей практики, комфортные условия ее прохождения и высказали пожелания своим преподавателям о возможности получения рекомендаций:

- по работе с электронным журналом и документацией;

- по работе с одаренными детьми;

- по преодолению трудных ситуаций во время урока.

Студенты, проходившие практику в МБОУ «СОШ №15», дополнили список пожеланий к преподавателям следующими пунктами:

- выделить время на практике для знакомства с дополнительными методическими пособиями, рабочими тетрадями из УМК используемых учебников;

- давать возможность практикантам из разных школ общаться между собой и посещать уроки друг друга.

Практиканты этой школы активно участвовали в мероприятиях, организованных администраций. Среди них «День героев Отечества», «День Матери», мастер-класс для третьеклассников «Флексагон» и др.

Студенты, проходившие практику в МБОУ «Лицей № 23», выразили благодарность учителю, руководившему практикой, Блохиной Г.И., а в МБОУ «Гимназия 155 с татарским языком обучения» - Бикчантаеву Р.М.

Практиканты всех школ отметили, что учителя очень тактичны, не критикуют за просчеты, неточности и допущенные ошибки, все комментарии даются ими в виде полезных и нужных советов.

Студенты, которые уже работают в школах в качестве учителей математики и информатики, активно делились своими наработками, приобретенным опытом и проблемами.

Так, Гареева А. Р., работающая в МБОУ «Школа №150», по просьбе администрации выполняет функции классного руководителя 5Г класса, что выводит ее деятельность уже на новый уровень профессионального становления. Она отмечает активность, открытость своих учащихся, рассказывает о своих первых ошибках и путях их преодоления, благодарит администрацию за оказываемую помощь, удовлетворенно делится радостью о завоеванном среди учеников авторитете.

Колчерина М.Я. тоже работает в МБОУ «Школа №150», но уже в старших классах. Там свои проблемы (неготовность учащихся к сдаче профильного ЕГЭ по математике), свои достижения (завоеванный авторитет среди старшеклассников, повышение уровня подготовленности класса).

Рассказали о своих проблемах, свершениях и открытиях, приняли активное участие в обсуждении тем, озвученных методистами Тимербаевой Н.В., Садыковой Е.Р. и студенты, проходившие педагогическую практику в МБОУ «Гимназия № 6», МБОУ «Гимназия №75», МБОУ «Гимназия №96» и др.

В окончание дискуссии студенты поблагодарили руководство Института математики и механики имени Н.И. Лобачевского за возможность:

- проходить практику в дружных учительских коллективах, всегда готовых прийти на помощь;

- ощутить себя полноценными учителями, прочувствовать эту профессию изнутри;

- расширить представления об организации учебного процесса;

- познакомиться с большим объемом учебной и методической литературы;

- изучить различные подходы к организации учебной и воспитательной деятельности; 

- научиться правильно подбирать материал для проведения уроков и т.п.

Тарасов Т.А., работающий в общеобразовательной школе-интернате «Лицей имени Н.И. Лобачевского» КФУ, выразил общее мнение о том, что разговор был очень важным и полезным: «интересно было услышать мнение других ребят, узнать, что трудности у всех начинающих учителей общие».


Доценты кафедры теории и технологий преподавания математики и информатики Тимербаева Н.В. и Садыкова Е.Р., подводя итоги прошедшей педагогической практики, отметили, что работа в качестве учителей способствовала развитию интереса студентов к школьной жизни; дала возможность прочувствовать значимость теоретических и методических знаний, полученных за три с половиной года обучения в вузе; оказала положительное влияние на развитие их профессионального интереса.

Источник информации: Н.В. Тимербаева, Э.И. Фазлеева, кпн, доценты кафедры ТИТПМИИ