14 февраля 2023
Создавая новое научное знание

В условиях цифровой трансформации и реализации Программы академического лидерства вузов «Приоритет 2030» вопросы неправомерных заимствований и борьбы с ними при проведении научных исследований являются одними из самых обсуждаемых в академическом сообществе. Поэтому неслучайно, что 8 февраля в рамках проведения открытых мероприятий, посвященных Дню российской науки, тема создания нового научного знания без плагиата и иных форм нарушений академической этики привлекла внимание преподавателей, аспирантов и студентов. Открытая тематическая лекция была организована кафедрой иностранных языков ИМО и успешно проведена профессором кафедры Айнутдиновой И. Н. 
Лекция носила проблемный, дискуссионный характер и сопровождалась мультимедийной презентацией с разбором жизненных ситуаций, что позволило визуализировать и конкретизировать представленную информацию. К рассмотрению были предложены разнообразные вопросы. В частности, были рассмотрены внешние и внутренние факторы, влияющие как позитивно, так и негативно на общество, науку и образование в современных условиях; определены тенденции и детерминанты роста плагиата и иных нечестных практик в академической среде России. Для реализации задач лекции был уточнен понятийный аппарат, представлен обобщенный алгоритм научного исследования, рассмотрена цикличность научной деятельности в контексте академической коммуникации в вузе. Большой интерес вызвало обсуждение сложностей административно-правового регулирования в области выявления и пресечения нарушения авторских прав, а также релевантности понятия «плагиат» к различным формам и практикам академической и научной нечестности. В ходе дискуссии была установлена корреляция между факторами двойного действия (позитивного и негативного) и нечестными практиками, распространенными среди исследователей. 
В завершение, были определены основные направления психолого-педагогической превенции, профилактики и коррекции поведения в академической среде, влекущего плагиат и иные формы нарушения прав авторов. Все участники мероприятия единодушно поддержали идею создания морального кодекса исследователя, который бы отвечал запросу на развитие академической честности и исследовательской этики в вузе. Такой подход демонстрирует открытость и готовность к ведению научно-исследовательской деятельности с учетом пяти фундаментальных принципов академической честности и исследовательской этики, принятых в качестве эталона Международным центром академической честности (ICAI – International Center for Academic Integrity). Это честность, доверие, справедливость, уважение и ответственность, а также решимость действовать в соответствии с ними в любых условиях и при любых обстоятельствах на благо российской науки, а также в целях популяризации результатов исследований и научно-исследовательского потенциала Казанского федерального университета.

 

Источник информации: Айнутдинова И.Н.