25 января состоялась секция «Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса» в рамках Итоговой конференции преподавателей КФУ
Были представлены доклады преподавателей кафедры психологии. Панфилов А.Н. в своем докладе «Трансформация профессионального будущего в процессе освоения образовательной программы» отметил, что современный рынок образования требует от педагогов постоянного обновления компетенций. По этой причине обучающимся, осваивающим образовательную программу высшего педагогического образования, трудно предвидеть профессионально-личностное будущее, опираясь на полученный опыт школьного образования и опыт реального времени. Целенаправленное планирование и формирование профессиональной траектории на разных временных горизонтах в сочетании со способностью адаптироваться к меняющимся контекстам выступают базовым фактором выстраивания успешной профессиональной карьеры и некоторой гарантией нужности на динамично изменяющемся рынке квалифицированного труда. Развитие профессиональной карьеры способствует управлению своим обучением, приобретению профессионально-личностного опыта, нацеленного на достижение спрогнозированного профессионального будущего.
В докладе Исмаиловой Н.И. «Деструкция социального влияния на поведение обучающихся» было проанализировано деструктивное поведение как разрушительное поведение, отклоняющееся от медицинских или психологических норм, приводящее к нарушению качества жизни человека, снижению критичности к своему поведению, когнитивным искажениям восприятия и понимания происходящего, снижению самооценки и эмоциональным нарушениям, что в итоге, приводит к состоянию социальной дезадаптации личности, вплоть до ее полной изоляции. Деструктивность неизбежно присутствует у каждого индивида, однако обнаруживается, как правило, в переломные периоды его жизни. Прежде всего, это относится к подросткам, возрастные особенности психики которых, в совокупности с проблемой социализации и недостатком внимания со стороны взрослых, приводят к деструктивным изменениям личности.
Выступление Минахметовой А.З. «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с выученной беспомощностью в образовательной среде» связано с феноменом беспомощности, который приобретает особую актуальность сегодня. Внедрение различных нововведений в современные школы требуют от школьников быстрого и качественного усвоения материала, активности, инициативности, творческого подхода, владения эффективными приемами учебной деятельности, соответствующего уровня мотивации. Между тем в настоящее время отмечен рост числа неуспевающих школьников, не справляющихся с учебой, не способных работать в темпе и режиме урока.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с выученной беспомощностью должно быть направлено на решение индивидуальных проблем: формирование мотивации на успех, адекватной самооценки, снятие школьной тревожности, признание самоценности обучающегося и др., что будет способствовать повышению качества образования.
В выступлении Льдоковой Г.М. по теме «Психосоматическое здоровье как фактор академической успешности обучающихся» представлены результаты эмпирического исследования влияния вегетативной устойчивости подростков на уровень их академической успеваемости (академической успешности). Результаты исследования могут быть применены педагогами для организации индивидуальной и групповой работы с подростками, имеющими разный уровень академической успешности и педагогами-психологами в работе с подростками, имеющими низкий уровень академической успешности.
Штерц О.М. в своем выступлении «Использование инновационных технологий в коррекции нарушений письменной речи у младших школьников в условиях образовательного учреждения» представила инновационные технологии, в частности, аппаратурно-программный комплекс «БОС – здоровье» и логопедический тренажер с цифровым программным обеспечением «Дэльфа - 141.2», обеспечивающие положительный эффект в снижении количества специфических ошибок на письме, которые допускают дети с дисграфией.