24 января 2023
Как физическая активность ребёнка может помочь в будущей академической успеваемости

В Институте психологии и образования завершилась реализация трёхгодичного исследовательского проекта, нацеленного на изучение взаимосвязи развития когнитивных и эмоциональных регуляторных функций с физическими навыками в дошкольном возрасте. Проект был профинансирован РФФИ, в исследовании принимали участие сотрудники кафедры дошкольного образования Института психологии и образования КФУ и сотрудники кафедры психологии образования и педагогики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Название гранта: «Изучение возможностей в развитии когнитивной регуляции по средствам физических упражнений в дошкольном возрасте». В исследовании приняло участие 540 детей в возрасте 5-7 лет из Казани и Москвы. В течение 3 лет велась оценка физических качеств и регуляторных функций в условиях дошкольных образовательных организаций. Полученные результаты послужили основой для разработки комплекса физических упражнений, направленного на развитие «холодных» (контроль деятельности в ответ на относительно неэмоциональные стимулы и сложные когнитивные задания) и «горячих» (контроль деятельности во время эмоционального возбуждения) регуляторных функций.

«В ходе исследования мы наблюдали за детьми и делали выводы о возможностях их физической активности (длина прыжка, навык бросания мяча, гибкость, выносливость в беге), особенностях развития регуляторных функций (сдерживающий контроль, когнитивная гибкость, рабочая память). Нас интересовало, каковы связи физического и регуляторного развития в дошкольном возрасте. Новизна данного исследования заключается в анализе связи не только «холодных», но и «горячих» регуляторных функций с уровнем физической подготовки дошкольников, которые ранее не сопоставлялись с физическим развитием дошкольников», – дала пояснение Алла Твардовская, руководитель проекта, заведующий кафедрой дошкольного образования.

По словам Аллы Твардовской, коллективом проекта были разработаны несколько программ, каждая из которых отражала свою специфику в проявлении физической активности. Первая программа основана на использовании подвижных и музыкально – ритмических игр; вторя программа – с использованием комплекса занятий CrossFit Kids для детей старшего дошкольного возраста; третья программа опиралась на использование серии сюжетно - игровых физкультурных занятий с использованием цифровых средств. В структуру занятий по каждой их предложенных программ включались игры, подобранные таким образом, чтобы были задействованы «холодные» и «горячие» компоненты регуляторных функций.

«Когда мы оценивали эффективность и проверяли значимость проведенных мероприятий, оказалось, подвижные и музыкально – ритмические игры, комплекс занятий CrossFit Kids, а также сюжетные физкультурные занятия способствовали повышению показателей слуховой и зрительной рабочей памяти. Мы заметили, что сюжетные физкультурные занятия с использованием цифровых средств оказались эффективны в развитии когнитивной гибкости. Таким образом, нами доказано, что физическая функциональная подготовка позитивно сказывается на способности детей выполнять задачи по саморегуляции», – подытожила Алла Твардовская.

Проведенное исследование показало, что дети, имеющие высокий уровень общей физической функциональной подготовки, во многом превосходят в показателях регуляторного развития своих сверстников с низким или средним уровнем физической подготовки. Наибольшие различия обнаружены в способности детей контролировать импульсивные побуждения взамен произвольным (сдерживающий контроль), в запоминании пространственного расположения новых элементов. Дети с высоким уровнем физической подготовки имеют более высоко развитую зрительно-пространственную рабочую память. Полученные данные позволят в дальнейшем выработать методические рекомендации, детализирующие преимущества физической активности для познания, понимания механизмов развития регуляторных функций и уточнения интервенционных упражнений для их улучшения.

Несмотря на то, исследование закончено, работа над грантом завершиться только в апреле. Перед исследователями стоит важная задача по структурированию отчёта по итогам работы и анализа полученных данных в публикациях, которые позже будут опубликованы в научных журналах.

Источник информации: Лев Диденко