16 декабря 2022
Преподаватели и студенты Елабужского института приняли участие в межрегиональном исследовании "Современное детство: штрихи к автопортрету"

Исследователи рассмотрели вопросы влияния мультипликационного контента

Детство - это самая замечательная пора в жизни человека. Но что же с ним связано больше всего? Конечно же, мультфильмы! На них вырастают поколения. И штрихи автопортрета детства раскрывают любимые мультфильмы, просматриваемые каждым поколением детей. ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», Институт детства (г.Санкт-Петербург) организовали межрегиональное исследование «Современное детство: штрихи к автопортрету». Преподаватели и студенты кафедры теории и методики дошкольного и начального образования плодотворно сотрудничают с коллективом кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. Герцена на протяжении ряда лет (заведующий кафедрой -профессор А.Г. Гогоберидзе). Ежегодно студенты под руководством преподавателей принимают участие в межрегиональном исследовании. В этом году оно посвящено мультипликационным фильмам, цель которого - получение актуальных данных об особенностях самоидентификации, ценностных ориентаций, представлений о себе и о мире современного ребёнка в возрасте от рождения до 15 лет. Специфика научно-исследовательской работы студентов определялась объектом исследования в качестве, которого выступают мультипликационные фильмы.

Итоги исследования подводились на Всероссийской конференции, в которой участвовало более 10 ведущих университетов России из Новосибирска, Ростов-на-Дону, Читы, Санкт-Петербурга, Архангельска и др. В процессе исследования участники попытались разобраться, каким мультфильмам отдают предпочтение современные дошкольники, младшие школьники и студенты. Они сравнивали предпочтения дошкольников с предпочтениями студентов 1,2,3 курсов. Доклад «Восприятие современным ребенком мультипликационного контента» представляли студенты гр.2412 Лагунова Милена и Мыльникова Анастасия, научный руководитель - Татьяна Галич.

В исследовании принимало участие 120 дошкольников. Соответственно по 40 человек в средней, старшей и подготовительной и по 40 человек в 1, 2, 3 курсах. Результаты достаточно интересные: как у дошкольников, так и у студентов в просмотре любимых мультфильмов на 1 место выходит мультфильм «Смешарики» (23% у дошкольников всех возрастных групп и 19% у разных групп студентов). Далее предпочтения рознятся у дошкольников и студентов. У дошкольников в средней группе предпочтения отдаются мультфильму «Холодное сердце» (18%), в подготовительной группе - «Щенячьему патрулю» - 19%. А у студентов - на 1 курсе - 19% «Морозко», у 3 курса «Простоквашино». Следовательно, выбор самого любимого мультфильма как и у студентов, так и у дошкольников одинаковый - «Смешарики». Исследователи подчеркнули, что их очень заинтересовала данная проблематика и они будут продолжать исследовать современный портрет детства!

В работе с детьми младшего школьного возраста приняло участие 116 школьников, результаты которой были представлены магистрами Агафоновой Лилией, Газизовой Региной и Миннуллиной Люцией в докладе «Особенности восприятия младшими школьниками современной мультипликации», под научным руководством доцента Розалии Миннуллиной. Ими были изучены принципиальные отличия советских, российских и зарубежных мультфильмов по 6 критериям: цвет, герои мультфильмов, сюжеты, речь героев, музыка, проблема добра и зла. В ходе исследования авторы выяснили, что современная мультипликация, независимо от страны происхождения, красочная, действия происходят очень быстро, а советская мультипликация не яркая, содержание спокойное. На протяжении мультфильма детям предоставлено 40–50 музыкальных тем для прослушивания. Все это привлекает современных детей к просмотру мультсериалов.

Подводя итоги своего выступления, студенты отметили, какие плюсы и минусы от просмотра различных мультипликационных фильмов можно выделить.

Плюсы:

1. Ребенок получает много новой информации. В мультфильмах действительно содержится просто огромное количество всевозможных интересных и познавательных вещей. Просматривая мультфильмы, дети побывают в фантастических местах, познакомятся с волшебными созданиями и узнают многое об окружающем мире.

2. Минуты тишины для родителей (дети дошкольного возраста, первоклассники). Если ребенок слишком активный, то просмотр интересного мультфильма может унять его хотя бы на полчаса–час. За это время родители могут отдохнуть в тишине и посвятить немного времени себе.

3. Начало знакомства с культурой. Именно с мультфильмов начинается развитие культурного человека, который ценит и любит хорошее кино.

Минусы:

1. Вредное влияние на здоровье: долгое сидение перед телевизором или компьютером может привести к определенным проблемам – портится зрение, слух, нарушается осанка.

2. Пассивное восприятие информации. Мультфильмы проигрывают по сравнению с книгами, потому что при просмотре ребенок не прилагает усилий, чтобы воспринять информацию, все происходит пассивно. В итоге это приводит к отсутствию фантазии, абстрактного мышления и т.д.

Результаты данного исследования показали, что просмотр российских и западных анимационных фильмов является одной из причин высокого уровня тревожности и порождают у детей агрессивные фантазии, которые нередко реализуются в отношении к более слабым. Однако, советские мультфильмы – умные, мудрые. Они учат малышей добру и справедливости, но для современных детей они являются скучными.

Следует отметить, что в исследовательском опросе принимали участие члены студенческого научного кружка «Stud-skills – научные квант-практики», студенты отделения психологии и педагогики, обучающиеся по профилю «Дошкольное образование» и «Начальное образование». Промежуточные результаты обсуждались на кафедре теории и методики дошкольного и начального образования. А полученные результаты и их интерпретация будут опубликованы в печати.

Источник информации: Галич Т.Н., Газизова Ф.С., преподаватели Елабужского института КФУ